Внимание! Внимание! У нас эпидемия! Помогите, кто может! Кто может — помогите! или Путь к обетованному острову
Жизнь шла своим чередом. Сергей разрывался между двумя женами – старой, воспитывающей его сына Антона, и новой – с которой счастливо обитал в загородном доме.
Его сосед и друг Леонид ожидал прибавления семейства от супруги Марины, пытаясь заодно привести в чувство пубертатную дочурку Полину.
Жизнь шла своим чередом. Но никто не знал, что привычное существование отсчитывает последние часы.
Ведь уже начал свою работу смертельный вирус, превративший просторы страны в арену борьбы за жизнь.
Теперь Сергею и Леониду с чадами и домочадцами предстоит вырваться из подмосковного ада и добраться до тихого места – вожделенного озера в Карелии. Но сможет ли не слишком дружная компания одолеть этот долгий и опасный путь?
Фильмов и книг про глобальные эпидемии, меняющих облик человечества, снято и написано немало. Правда, почти все они связаны не просто со смертельным вирусом, а с нежно любимым в последнее время зомби-апокалипсисом.
Создатели «Эпидемии» решили обойтись без этой перчинки, благо человек в критической ситуации и в отсутствие зомбей подарит зрителю уйму морально-психологических этюдов.
Невзирая на некоторые шероховатости, очередная попытка показать конец привычного общества оказалась зачетной.
Проект берет в первую очередь недетским напряжением и зашкаливающим саспенсом. На первое знакомство с персонажами и экспозицию отводится от силы минут 20-25. И понеслось. Ближе к завершению первой серии постановщики намертво захватывают зрительское внимание и стараются не отпускать его до финала. По большей части получается. Напряжение на высочайшем уровне, к созданию саспенса подошли с душой. Нам кратенько покажут зарождение эпидемии, через ролики вездесущих блоггеров обрисуют ее развитие, пяток минут посвятят реакции народа и правительства, социальным потрясениям, грабежам, попыткам властей сдержать болезнь в границах Москвы. Затем действие концентрируется на нашей недружной компании, отправившейся в далекий квест-путешествие. Компании, на которую начинают валиться одна беда за другой. Все по классике науки драматургии – перипетия, ее преодоление, за которыми поджидает следующая проблема. Мародеры-силовики сменяются техническими поломками, недостатки горючки случайными ранениями, моральные этюды – бурными ссорами, дачные «нежданчики» — авариями, злобные вояки – интересными встречами, антохина одиссея – партизанщиной. И так долгое время, точнее до истечения двух третей сериала. Оторваться от экрана большую часть времени невозможно.
При этом как такового активного экшена с драками, перестрелками, погонями в сериале немного, да и камера не следит непрерывно лишь за основными протагонистами. Хватает времени на флеш-беки, лирические, душещипательные моменты, переосмысление, раскрытие, трансформацию персонажей. Иногда возникают новые любопытные герои, типа доктора с его водилой-ловеласом, врачихи-Михалковой или офицера запаса (таки да запасливый мужик, историю любит). Проявляются «боковые» линии, рано или поздно пересекающиеся с основной. Именно при использовании «ответвлений», при тесном воздействии внешнего мира на героев, сюжет расцветает особо яркими красками. Когда протагонисты варятся только в собственном соку, самозабвенно играют «семейную драму», накал спадает, начинаются пробуксовки.
Невзирая на то, что все это время внутри компании бурлят нешуточные страсти. Очень уж разношерстный коллектив собрали сценаристы. Стремящийся всем нравиться Сергей со своими двумя женами, полными противоположностями: мягкая, спокойная Аня, способная меж тем на весьма жесткие поступки и коварство. Резкая, циничная Ирина, ради сына готовая горы свернуть и голову потерять. Дамы, волками глядящие друг на друга и порой норовящие повыцарапывать сопернице глазки. Алкоголический отец Сергея старой закалки, всегда готовый к неприятностям. Туповатый, мерзко ржущий, наглый «хозяин жизни» Леонид, вызывающий стойкую идиосинкразию у интеллигентной Ани. Его беременная супруга-стриптизерша Марина и доця Полина, мочащая такие кони, что небу тошно. Мелкий Артем, норовящий то под машину залезть, то в лес сбегать. Аутичный, без эмоциональный Миша, по уши втюрившийся в дочурку Леонида. Они глупят, допускают ошибки, вызывают у зрителя желание огреть их чем-нибудь тяжелым по кумполу. Живут, как могут.
Актеры отработали вполне профессионально, к героям привязываешься, искренне за них переживаешь (а вот диалоги иногда вгоняют в ступор: «мне нравится, когда ты кричишь» — это что было?). Персонажи потихоньку раскрываются перед зрителем, причем как полагается, не через слова, а благодаря действиям. Действиям, далеко не всегда приглядным и достойным. И если поначалу зрительская симпатия целиком и полностью на стороне «странной компании», то со временем осадок становится все тяжелее, и некоторые их поступки оправдать все сложнее. Особенно на фоне того, что даже в обстановке апокалипсиса находятся гомо сапиенсы, не просто призывающие к тому «что надо оставаться людьми», но и вполне успешно ими остающиеся. Интересный ход постановщиков, вполне в современном духе неоднозначных героев.
Порадовало раскрытие роли случайностей в людской судьбе, случайностей — когда помогающих героям, когда напротив, ставящих компанию в крайне неудобное положение,.
Сериал снят по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро». Причем, по отзывам читавших, режиссер обошелся с первоисточником весьма вольно.
Морально-идейный базис постановки на уровне. Создатели проекта размышляют над психологией и природой озверения человека – животного жестокого и опасного, налет цивилизации с которого слетает при первых признаках серьезной катастрофы. Чуть пошатнулся привычный порядок вещей, и наружу вылазят самые худшие людские качества. Злоба, ненависть, агрессия, недоверие к чужим, готовность сперва стрелять, потом спрашивать. Стремление разбиваться на стаи, уничтожая чужаков. Да, воспитание и мораль твердят нам, что «человеком оставаться нужно», однако возможно ли это в таких условиях?
Постановщики сами до конца не разобрались в этом вопросе, одновременно показывая нам самарянина-снегоуборщика, и то к чему порой приводят добрые помыслы (ранение Сергея).
Юношу с нитками из дачного кооператива и мужика на заправке (интересно, если бы он повел себя по-людски, наши герои поступили бы с ним так же?).
Государство, созданное этими самыми человеками, тоже показало себя во всей красе. Первыми пускаются во все тяжкие мужики с оружием, и вот уже мародерят по подмосковным поселкам отлично вооруженные менты, спецназовцы и прочие силовики. И стреляют на поражение вояки, не обращая внимания на то, кто перед дулом автомата: женщина или ребенок.
А тема преступных приказов (ребята в погонах исполняют очередную до чертиков надоевшую работу, и возни впереди много: «народу дохера») и вовсе чуть не стала камнем преткновения для показа сериала по русскому ТВ. Пришлось даже вставить «па-де-де» от диктора с рассказом о «представителях незаконных вооруженных формирований», пытающихся захватить власть (ага, перестреляв население) и плотно общающихся с погранцами. Да ладно! Ото им больше заниматься нечем в условиях апокалипсиса, кроме как мирных жителей из домов выколупывать. У таких пацанов в такое время есть более интересные дела.
Порадовала реакция народа из глубинки: «нельзя так с нами», и готово народное ополчение, уходящее в партизаны. «Стрелять не умеем, времени учиться нет, ничего, в упор бить будем».
Если подытожить: доверие к государству, а особенно силовикам, у ребят просто на высшем уровне. Не удивительно. Удивительно, что показ, в конце концов, разрешили.
А вот то, что некоторые острые моменты создатели сериала недотягивают, подают не акцентировано, обрывают на полуслове, искренне жаль. Эпизоды с дачным кооперативом и голодной детворой, дедом «провтыкавшем» внука, Мариной отбирающей автомат, не пускающей Леонида на выручку etc. Моменты важные для развития образов, дальнейших отношений среди компании, продвижения сюжета, остались незавершенными, подвисшими в воздухе.
Озадачили некоторые откровенно киношно-натужные сцены, типа молитвы в эфире или пения «партизан». Да и линия священника оставила в недоумении.
Также охота отметить русский колорит, особо бросающийся в глаза после западных сериалов. Эпидемия началась зимой, и погода принимает активное участие в происходящем. Вездесущий снег, метели, жуткая холодрыга добавляют в блюдо остроты. Как и матерок, периодически проскальзывающий из уст персонажей, речевые обороты, изрядно отличающиеся от сглаженных переводов буржуйских проектов. Любопытны психологические особенности глубокой провинции. Запойные мужики, руководящие всем бабы, изначальный фатализм («что толку лечить – заболел в расход») переходящий в холодную ярость. Отношение к столице, как жесткое («все зло от вас»), так и снисходительное («все понятно, москвичи короче»).
Позабавили игры оператора с камерой. С первых кадров он принимается за исследование и обследование происходящего буквально со всех сторон. Меняются углы, высота, ракурсы съемки и зрения. Камера смотрит на происходящее прямо, под углом, лежа на боку, вверх ногами, через решетки, порой совмещая все вышеописанное чуть ли не в одном кадре. Особенно ее «колбасит», когда показывают последствия действия вируса. Как физиологические, так и психологические.
Да, логических дыр в сериале с лихвой, поведение персонажей порой откровенно бесит, с семейной драмой постановщики перебарщивают, и последняя треть откровенно слабее первых двух (закисли ребята в собственном соку). Но при всех этих нюансах смотрится «Эпидемия» с интересом и остается в памяти надолго.
Эрго. Завораживающий, полный напряжения, хотя далеко небезупречный телепроект о психологии и поведении человека в кризисной ситуации, о людских реакциях на падение привычного мира, о путешествии к Граалю, о государстве и гражданах, о любви и ненависти.
Режиссер: Павел Костомаров
В ролях: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Савелий Кудряшов, Наталья Земцова, Юрий Кузнецов, Анна Михалкова, Александр Яценко, Игорь Савочкин, Павел Ворожцов, Артём Сучков, Константин Балакирев
Элитарнейшее нидерландское общество — и не только с блэкджеком...
В поисках свежих форматов для "Нетфликса" — решили скрестить "Гарри Поттера" и "Суспирию", заполировав это все историей Голландии. Получилась проблемная магия сложных людей.
Итак: есть в Амстердаме некое тайное общество с мистическим оттенком. Много денег и политическое влияния, налаженная машина по обучению молодых и проталкиванию их к вершинам власти. И все там хорошо, но почему-то молодежь время от времени кончает жизнь самоубийством.
Есть героиня — мать коренная голландка, отец афроголландец — которая на медицинском учится и жизнью своей не очень-то довольна...
И вот эту барышню — в числе других — приглашают.
Дальнейшее слишком просто свести к пересказу, потому о сюжете будет совсем чуть-чуть, а больше о характерных чертах сериала:
— героиня четко понимает, что это приглашение — её супершанс в жизни. "Можно войти в элиту. Ждем 15 минут, второго раза не будет". Если у Гарри под лестницей была нелюбовь к семье тётки, то здесь четкая социальная мотивация, и плевать, что надо стать раком или выблевать литр черной субстанции;
— сериал при этом снят экономно. Богатство и влияние показывается на примере большого особняка, почти дворца. И все. Есть локация городской квартиры героини, есть аудитории и прозекторские, есть ряды ветрогенераторов и даже внутренности музея. Но показано это без размаха, без чеканных гульденов мешками, без банок черной икры или гонок на мерседесах по узким улочкам. Авторы решили, что надо козырять историей голландского искусства, но аккуратно, потому в деле не столько картины, сколько полутона и композиции, интенсивные намеки на портреты разных эпох. Аллюзии на одежду, на моду, на еду. Опознается "новая вещественность" и вылазят "старые голландцы"...
— основная мистическая тема — у общества договор с неким существом, которое сидит в подвале, и которому жертвуют выблеванные муки совести, но всё сложнее удержать под контролем этого смоляного человека на железной цепи. Основная социальная тема — вырождение тех семей, которые обеспечивали славу и могущество Голландии. Молодежь замечательно воспитана, превосходно одета, в отличной физической форме и великолепно образована. Но уже ничего не может. При том старшее поколение все понимает, и отчаянно ищет выход, готово на резкие шаги, в том числе и на унижение младшего поколения... Ну а младшенькие считают себя вполне достойными наследия предков.
— актеры стараются, и местами выходит весьма впечатляюще, но их довольно сильно подводит сюжет.
Ради этого странного аромата времени — растянутого чувства обреченности в "масонской ложе", элитарного гниения в музейной обстановке, которое интенсивно намекает на судьбу нынешней Европы — и стоит смотреть сериал. И еще ради молодой актрисы, которая отлично отыгрывает "единственную пролетарку в Хогвартсе".
Но если на секунду отстраниться от неторопливого погружения в пучину самораспада — то сериал становится затянутым и манерным зрелищем. Минимум две серии, а то и все четыре, надо вырезать не дрогнувшей рукой. И видно большое количество заимствованных деталей — у Дамблдора гнилую руку свинтили, у кучи других сериалов обычай клеймения, у "Твин Пикса" — странные комнаты, куда галлюцинируют персонажи. Даже с жертвоприношением — не смогли выдумать ничего оригинального.
Создатели аккуратно выстраивают сюжетные арки и развешивают по стенам ружья. Подмигивают зрителям изо всех сил — и, надо сказать, у меня не все их подмигивания расшифровать получается, недостаточно я погружен в голландскую культуру. Но в развитии сюжета нет ни драйва, ни куража. И даже с ужасом большие проблемы. Все это слишком напоминает позднего Акунина — старательно вырезанные из энциклопедий фигурки, которые никак не желают быть похожими на людей.
Финал — с финтом.
Героиню выбирают главной и требуют какой-то особо крутой жертвы. При том говорят, что никакого демона в подвале нет (и побоку детективная линия, на которой держались первые серии), а есть просто источник — похожий на нефтяной водоворот — и вот его-то надо успокоить, тогда всё у всех будет и молодежь перестанет умирать.
Героиня в источник бросается, но тут становится ясно, что проблемы всех чернокожих невольников, проданных голландскими торговцами, как бы вопиют из прошлого. Цепи негров звенят в сердце героини. И она, став смоляным человечком, мстит "Аресу" от их имени. Жестоко карает.
Грядут новые времена и цвет их угадывайте сами :)
Итого: сериал третьего ряда, совершенно необязательный к просмотру никем, кроме кинокритиков.
Два «мастерских» стиля в одном фильме. Как литературный приём одного классика жанра уступил место зрительной подаче другого.
«Страшные истории для рассказа в темноте» — пожалуй, первый фильм без выделяющегося авторского стиля, к которому приложил руку Г. Дель Торо. Отчасти в этом нет ничего удивительного, так как режиссёром «Историй…» является А. Овредал. Правда, годом ранее, на съёмках «Мамы», присутствие в режиссёрском кресле другого человека не помешало Дель Торо повлиять на этот фильм.
Так, снятая под влиянием знаменитого мексиканца, «Мама» до сих пор является ярким образцом его стиля. Как зрительно, благодаря подаче изображения, так и структурно — благодаря сюжету. Произошло это во многом за счёт цельности обоих, зрительного и сюжетного, элементов. Мускетти, будучи режиссёром, оказался более уступчив влиянию своего продюсера (Дель Торо), чем Овредал. Если первый подал историю как сказку, с вытекающим раскрытием характеров и драматическим сюжетом, то второй использовал лишь отдельные приёмы Дель Торо, за счёт чего «Страшные истории…» получились не такими цельными по стилю и приобрели вид мозаики, сложенной из разных по цвету сегментов. Но так кажется лишь на первый взгляд.
При начале просмотра нас может посетить мысль, что сюжетное полотно «сшито» белыми нитками из затёртых до блеклости частей, в которых, тем не менее, проявляется характерный авторский стиль. И принадлежит он отнюдь не мексиканскому режиссёру. В стиле раскрывается классическая завязка «кинговского» рассказа: это проникновение подростков в пустующий дом, странность которого подчёркнута жуткой легендой и декорациями захолустного американского городка. Немаловажная деталь такой композиции — разборки между сверстниками, чьи компании не признают друг друга, что так же приближает завязку к «кинговскому» стилю.
Из-за этого сюжет может показаться типичной «американской» жвачкой, пережёвывая которую, искусственно возбуждаешь свой аппетит – дабы не критично проглотить любой сюжетный поворот. Однако, в процессе просмотра эта жвачка не вызывает отвращения и на многих минутах ловишь себя на мысли, что за подростками интересно наблюдать. Пусть их характеры раскрываются не столь детально, как у самого Кинга , но сам факт того, что раскрываются – уже редкая деталь в американском интертейменте. Второй важный нюанс, позволяющий внимательно следить за сюжетом – отсутствие ярко выраженных скримеров, благодаря чему внимание зрителя к экрану привлекается именно за счёт изображённой на нём картинки, и никак за счёт звука, который выступает лишь в качестве фона.
К сожалению, музыкальный фон не так прочно связан с тканью повествования, как в других фильмах Дель Торо. Там любая мелодия и звук плавно переносят действие из одной декорации в другую и, оттеняя контекст происходящего, заменяют его новой сценой. За счёт такого контрастирующего эффекта создаётся впечатление, что мы, не отрываясь, смотрим в одну точку картины, но меняем фокус зрения, за счёт этого видим другие детали — так прорабатывается «глубина» картинки. В «Страшных историях» же чувствуется не глубина изображения, а его множественность, усиленная большим количеством не связанных на первый взгляд деталей.
Объединяют их только сюжетные повороты, раскрывающие контекст каждой из предыдущих сцен. Конечно, проявляется контекст не через неожиданные поступки героев, а большей частью через зрительные образы. В фильме Овредала такими образами оказываются чудовища, сделанные исключительно в «сказочной» манере Дель Торо. Бледная дама, Гремящий человек и Красное пятно довлеют над каждым из подростков, испытывавших в детстве свой, отличный от сверстников ужас перед индивидуальным монстром. Пугают эти чудовища именно героев, но никак не смотрящих фильм. С первых появлений монстров видно, что главная задача чудовища в отношении аудитории – не заставить её нервно отворачиваться, а приковать внимание зрителя к экрану, чтобы рассказать ему историю. Эта цель достигается во многом благодаря упомянутому отсутствию скримеров. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов яркость чудовищ, за которой стиль Дель Торо проглядывается чётче всего.
Он раскрывает себя ближе к концу, наслаиваясь на «кинговскую» историю о «подростках в жутком доме». Такое слияние почерков двух мастеров слишком контрастирует друг с другом, из-за чего кажется, что характерные им черты обнажают себя до вульгарности явно и плоско — отчего в итоге кажутся штампами. Неразрывной связи киноговского стиля со штампами в американском жанровом кино мы касались ранее, разбирая «Дом призраков» П. Ложье. Там «американский» штамп был использован не как зацепка, привлекающая внимание зрителя к экрану, а как полноценный авторский приём французского мастера, раскрывающий изменения в героях. В «Страшных историях…» этих стили переплетаются не совсем органично, за счёт чего качество обоих страдает.
Так или иначе, но над «Страшными историями...» всё-таки довлеет именно почерк Дель Торо. Ближе к концу хронометража видно, что режиссёр Овредал, как и его коллега Мускетти, уступает влиянию мексиканца, благодаря чему сюжет, несмотря на наличие штампов, делает неожиданный поворот, уходя в психологическую плоскость: у главного чудовища раскрывается мотив, как и приличествует драматической истории. Мотив оказывается довольно ущербным, рождённым психологически сломленным рассудком. Из-за чего, на глазах зрителя монстр превращается в заложника собственной травмы и выглядит до какой-то степени беззащитным.
Конечно, при такой форме подачи зла о классических ужасах не может быть и речи. Даже если в серьёзных хоррор-картинах зло тоже имеет мотив, то здесь оно чувствует себя обманутым, брошенным, чуть ли не беспомощным. К нему начинаешь относиться снисходительно, чего не случается в «каноничных» ужасах, когда максимум, что можно признать в антагонисте, — это его мотив, но никак не действия, завязанные на «злой» философии. Здесь же чудовище вызывает не только понимание, но и сочувствие. Благодаря чему фабула становится похожей на сказку, что, в принципе, характерно всему стилю Дель Торо.
Поэтому «Страшные истории…» — это, в первую очередь, сплав стилей Кинга и Дель Торо — двух авторов, методы работы одного из которых проявили себя более зрело, поскольку оказались лучше адаптированы к кино-формату. Ведь главный принцип его работы – рассказать историю, передав её через зрительный образ, а не через сюжетно-стилистический штамп.
Первая публикация:рецензия на сайте о тёмном кино "Клуб Крик", 14 января 2020 г.
Основное чувство, или «В стране слепых и кривой король»
Будущее. Вследствие эпидемии смертельного вируса человечество изрядно уменьшилось в числе, деградировало и утратило способность видеть. Однако не вымерло. Куда там тараканам!
После столетий тьмы даже разговоры о возможности видеть объявляются ересью. А тех, кто вспоминает о былой «злой силе света», активно отлавливают и прижимают к ногтю.
Вождь одного из племен Баба Восс (Момоа) очень хотел иметь детей. Но не складывалось. Посему, когда к его людям прибилась беременная чужестранка, он принял ее с распростертыми объятьями и даже сделал женой. Вот только того, что по ее следам придет целая армия охотников на ведьм, Восс аж никак не ждал.
И теперь всему племени, вождю и матери с двумя новорожденными, которые, похоже, обладают давно утраченной способностью видеть, предстоит путь, решающий не только их судьбу, но и, возможно, долю человечества.
Новый сериал Apple TV+ на который, по слухам, канал воскладывал немалые надежды, и куда вложил немалые деньги, с ходу вызвал массу противоречивых отзывов. Одни ругали за абсолютную нереальность происходящего, другие сдержанно хвалили за первобытно-постапокалиптическую атмосферу. В общем «сарафан» был откровенно негативным. Я крепко раздумывал, стоит ли тратить время на этот проект, но в результате решил дать ему шанс.
Сериал действительно оказался спорным, но не без любопытных моментов.
Наиболее интересно наблюдать за нашими беспутными потомками. Люди, лишенные основного чувства, ведут себя по-другому, чем зрячие. Меняется походка, положение тела. При ходьбе ощупывается пространство перед собой: сперва щелкающими кнутами, отвечающими за дальнее обнаружение предметов, затем посохами, которые есть у каждого жителя этого мира, напоследок вытянутыми вперед руками. Никакого бодрого быстрого шага, тем более бега. Передвижение медленное, с минимальной скоростью, согнувшись в три погибели, скособочившись, украдкой, когда ползком, когда на карачках, в приседе, скользя над землей, ощупывая ее ладонями. Взгляд затянутых бельмами глаз мимо (иногда, все равно персонажи смотрят как зрячие, утыкаясь взглядом в собеседника, но не часто).
Появляются специальные Сентьеры (прямой перевод с французского «путь») – люди, по-видимому, развивающие шестое чувство, ощущающие ветер, запах, путь на больших расстояниях, способные почуять издалека приближение других людей или животных. А также таинственные бесшумные Тени – природу способностей которых нам не объясняют вовсе.
Тут мы сталкиваемся с первым противоречием мира сериала. За сотни лет (около 500) прошедших со времени потери зрения, у всех выживших гомо сапиенсов должны были шикарно развиться другие чувства, как минимум, такие как слух и нюх. То что мы видим – выглядит странновато. Временами нам демонстрируют неплохой слух тамошнего народа. Но крайне редко. Зато обратных примеров масса. Когда над персонажем буквально нависает другой товарищ, а он пялится вдаль, в упор не слыша противника, стоящего в паре сантиметров. Вы уже определитесь, господа постановщики, либо у вас народ, как полагается, обладает острейшим слухом и нюхом, заменяющим зрение. Либо они показаны беспомощными олухами, не взрастившими взамен глаз ровным счетом ничего. Вот только как они тогда выжили? Впрочем, до правдоподобности мира мы еще доберемся.
Завораживающе смотрятся местные боевые действия. Для нормального зрячего человека «боевка» слепых выглядит непривычно, тревожно, жутко напряженно. Никакого метательного оружия, максимум арканы и кошки на веревках. Все на слух и интуицию. Противники, проходящие в миллиметрах друг от друга (опять же, куда в такие моменты девается острый слух?). Долгое сближение, прелюдия схваток, полностью отбирающая внимание зрителей. Быстротечные столкновения, поражающие свое фантасмагоричностью, налетом безумия.
Концентрацией боевого искусства здешнего мира смотрятся действия Бабы Восса. Причем не в первом бою, где он показывает себя сильным, но не слишком умелым воином. А в столкновении с работорговцами, в прорыве по реке и дальше. Низкое положение тела, скользящие режущие удары, обтекаемые, экономные, круговые движения. Оригинальное оружие, таящее в себе сюрпризы.
За боевку постановщикам «пять с плюсом».
Однозначно в позитив сериалу нужно занести съемки природы. Безлюдной, а точнее отдохнувшей от присутствия миллиардов людей. Покрытые лесом горы нити рек, долины и равнины. Прям душой отдыхаешь. Канадская Британская Колумбия показала себя чуть ли не на одном уровне со Средиземской Новой Зеландией.
Постапокалиптический антураж также на месте. Поросшие лесом руины зданий на каждом шагу. Остатки цивилизации в виде вездесущих пластиковых бутылок, автомобильных шин, ржавых остовов автомобилей, сквозь которые проросли деревья. «Божьи кости» зданий, «вечная гладь» которая никогда не гниет. Работающие после сотни лет проигрыватели пластинок, части механизмов плотины (на совесть строили). Шестеренки, детали машин используемые в качестве талисманов. Куски велосипедов на деревьях, металлические трубы, лестницы, теряющие ступени прямо под ногами. Мусорные лабиринты. Парламенты (!) племен, решающие важные вопросы путем прямой демократии. Продукты нового мира, такие как любовно изготовленная из шкур обувь. Фестивали — призрачные рынки в ночи, на которые собираются племена для торговли и получения новой крови. Повсеместно используемое узелковое письмо, способное передавать как бытовые сообщения, так и конституцию (!), занимающую целую стену.
Ну и, конечно, без злого тоталитарного государства с двинутой королевой во главе, постановщики не обошлись. Поклонение Богу огня. Охотники на ведьм, преследующие еретиков, твердящих о мифологическом зрении. Безликие толпы стражников с закрытыми лицами, сражающиеся со злом Света, однажды чуть не уничтожившим мир (вот вам идеологическая подоплека).
Актеры работают неплохо, но лицедейских подвигов не демонстрируют.
Баба Восс (Момоа) – великий воин с тяжелым прошлым. Бывший потомственный работорговец, защищающий подобранную чужую женщину и ее детей до последней капли крови. Брутальный вождь-варвар (как он, правда, за все время своего «вождизма» умудрился приобрести аж полтора преданных сторонника? Что-то с психологией управления у Бабы нелады). Использующий боевые танцы и кличи полинезийцев для поднятия боевого духа подчиненных. Любящий отец и преданный муж.
Магра (Хильмар) мать-богородица – стремящаяся избавить детишек от нелегкой судьбы, параллельно скрывающая внутри жирную тайну.
Сильвия Хукс и ее изрядно двинутая королева Кейн. Ведомая разбитым сердцем, придумавшая любопытный способ молитвы (куда там тантристам), испытавшая немало перипетий.
Неудержимый Тамакти Джун (Камарго) по следу детей с неотвратимостью урагана.
Парочка детишек, отправляющаяся в квест на поиски нового мира. Парочка, символизирующая основную идейную подоплеку сериала о противоречивости и неоднозначности знания, и применения оного. О его различном влиянии на разные типы личности. Знании, когда ведущим к добру и развитию, когда ко злости и возвращению худших моментов былого, а когда прямиком к гордыне и безумному самомнению. О том, что «дар зрения может ослеплять». А также о пути, испытаниях, сильно меняющих идущих.
Теперь, Маша, о грустном.
Изначальная сюжетообразующая предпосылка смотрится абсолютно неправдоподобно и нелепо. Практически невозможно представить современное рафинированное общество, сумевшее выжить после катастрофы, лишившей их зрения. Постановщики вообще представляют, каково это остаться в обезлюдевшем мире, откатившемся на уровень первобытнообщинного строя, да еще без основного чувства взаимодействия с реальностью? Как в таких условиях можно раздобыть пищу и воду, отличить просроченное от годного, выбраться из мертвого города, построить жилище (никто из племен не живет в старых поселениях, кроме обитателей Пайана, да и те обсели плотину, а не город), отловить или приручить коней и собак, научиться шить одежду, договориться об универсальном узелковом письме. Да просто пройти из точки «А» в точку «Б» при этом не сломав ногу (что в данных условиях равно смертному приговору)?
Хорошо, примем за данность, что нам показывают сказку для самых маленьких, способных легко принимать на веру любые предпосылки. Ан нет, самым маленьким такое смотреть не стоит. Очень уж кровавой, злой и нарочито-пугательной выходит здешняя сказка. Фарсовой, шаблонной, наивной и натужной. Крах привычной цивилизации за грехи. Слепые первобытные племена, щеголяющие приятными глазу нарядами, словечками типа «заседание парламента» и «конституция», голосующие по любому мало-мальски значимому поводу (понятно, что это должно символизировать неразрывную связь с современной демократией). Единственное тоталитарное королевство, самозабвенно занимающееся охотой на ведьм. Тамошняя знать, упорно терпящая свихнувшуюся королеву, режущую их направо и налево. Кейн, ведущая себя то как беспощадная маньячка, то как влюбленная малолетка. Самураистый, жестокий, мстительный злодей Тамакти Джун, конечно же, тайно желающий свою владычицу. Целеустремленный предатель, явно обнаруживший заводик по производству пластиковых бутылок и прозревающий пространство (откуда ты знаешь, как там разливается река и куда она впадает?). Воздаяние человечеству от бога за дурные дела людей.
Возможно, постановщикам имело смысл отринуть со своих ног прах старого мира и переместить действие в другую реальность, где цивилизация давным-давно развивается без зрения. Но тогда пришлось бы крепко подумать, ведь такая цивилизация чертовски сильно отличалась бы от привычной нам.
Постановка вышла жутко неровной. Завораживающие драйвовые или атмосферные моменты, типа боевых столкновений, природных красот, или интересных особенностей поведения и быта, когда от экрана буквально не отвести глаз, сменяются вялыми, скучными сценами (гораздо большими по продолжительности) личностных отношений и обсасывания непременных семейных ценностей, долгими «бла-бла-бла» или психологическими этюдами для белошвеек. Разве что любопытный кульбит на экваторе оживляет обстановку. Для тех зрителей, кто до этого экватора дотянул.
Невзирая на вроде как потраченные 150 млн долларов (больше чем по 15 млн на каждый эпизод) See с точки зрения массовки и картинки по большей части смотрится невзрачно и бюджетно. В кадре чаще всего 5-10 человек в шкурах, нарисованные руины и прелести Британской Колумбии. Либо машинные залы и плотина Пайяна. Разве что Тамакти Джун таскает с собой чуть большую массовку. Но тоже без особого фанатизма. Бедненько, но чистенько (где деньги, Зин? Злой Момоа на гонорар отобрал?).
Эрго. Весьма спорный постапокалиптично-незрячий проект, выбравший слишком уж неправдоподобную предпосылку, и не слишком умело распорядившийся своими плюсами. Если бы постановщики подарили нам больше боевки, больше особенностей здешнего человечества, больше природы. Меньше разговоров, меньше семейной драмы, меньше психологи для чайников. Тогда «булы б люды». В настоящем виде, не факт, что стоит тратить ли на него 8 часов нашей единственной жизни.
В последнее время сервис Netflix имеет неоднозначную репутацию. Высокое качество первых выпущенных им сериалов не оставляет сомнений, но недавние работы заметно «проседают» в сравнении с предшествовавшим кино-продуктом. Наглядным примером этому служит «Ведьмак», заявленный как аутентичная, максимально приближённая книге экранизация. К сожалению, на сегодняшний момент надежды на её подлинность так и не оправдали себя. Что произошло и с другим недавним сериалом от Netflix – «Дракулой», который тоже был анонсирован как экранизация, приближённая к классическому оригиналу Брэма Стокера. Это несколько странно, учитывая предыдущий опыт режиссёров М. Гэтисса и С. Моффата, адаптировавших к современности классические сюжеты Конан Дойля.
Тем не менее, «Дракула» был заявлен как сериал, приближённый к литературному оригиналу. На первый взгляд, он ему полностью соответствует, благодаря готической атрибутике трансильванского замка, атмосферно переданному лабиринту в каменных стенах и легенде о проклятом строителе графского имения. Но, к сожалению, подобных элементов достаточно лишь для жуткой атмосферы — и мало для увлекательного сюжета. Он строится вокруг поиска героями слабого места Дракулы. Поначалу эта загадка действительно увлекает зрителя: разбираются все слабости Графа, такие как боязнь креста, отвращение к евангелическим текстам и непереносимость солнечного света.
Раскрытие вампирских фобий интересно лишь поначалу, потому что никаких подсказок/подвижек в раскрытии упыриной сути Дракулы зрителю не открывается. Из-за чего герои остаются уязвимыми и кажутся слабыми марионетками, которых граф водит вокруг пальца на протяжении всего сюжета. К сожалению, единственной причиной борьбы графа с ними является его примитивная жажда крови. Она же выступает главным мотивом его действий, в которых нет места ни личным ни целям, ни страхам — один лишь примитивный голод. Это может огорчить зрителя, ценящего триллерный аспект в направлении «тёмного» кино, так как сюжетная загадка, ловко поданная в начале, в середине сериала сводится к отсутствию подвижек по её решению. Из-за чего на протяжении просмотра часто приходится наблюдать, как непобедимый вампир поедает своих жертв. Что, однако, может прийтись по вкусу любителям «мясных ужасов».
Картинка кровопролития в «Дракуле» действительно выглядит качественно. Кровь, чавкающие звуки при вспарывании вен клыками, смачные глотки и алые потёки на бледном лице упыря производят эффект. Но обилие таких картин с каждой минутой просмотра превращается в бессмысленное смакование сценами, когда вампир поедает жертв без серьёзных подвижек в сюжете. Из-за чего «кровавость» «острых» моментов приедается, набивает оскомину и начинает казаться слащавой. Как, между прочим, и сама внешность Дракулы — всегда чистого, опрятного, не замаранного кровью жертв, гладко выбритого и причёсанного даже после многовековой спячки в земле. Такое логическое упущение существенно вредит «аутентичности», заявленной в предварительных анонсах сериала. Вообще, сюжетная логика «Дракулы» несколько путана и не линейна. Действие развивается не от начала к концу, а скачками: то в одном времени, то в другом, а подчас и вовсе в иной — сонной — реальности.
Частые флешбеки лишают сюжета целостности, из-за чего каждая серия кажется нагромождением разных по времени сцен. Технически этот приём уместен, потому что смена декораций помогает скрыть провисания в общей динамике. Но даже при частых скачках от одного исторического периода к другому сюжет выглядит простым. Из-за тех же флешбеков его повороты трудно разглядеть, отчего создаётся впечатление, что сюжета как такового в принципе нет.
Поэтому «Дракулу» можно воспринимать лишь как кино-аттракцион для ценителей простых готических сюжетов, вся мистика которых сосредоточена в сверхъестественном образе героя — но никак не в общей напряжённости, соответствующей меркам классического ужаса или, хотя бы, триллера. До которых сериал М. Гэтисса и С. Моффата однозначно не дотягивает.
Первая публикация:рецензия на сайте о тёмном кино "Клуб Крик", 17 января 2020 г.