Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
1993 – Подводные странники (Падводныя вандроўнікі, Беларусь) — возможен перевод "подводные путешественники" ( или "скитальцы" )
7ч., цветной, 2060 м ( вариант 2003 г. — 1954 м ), вып.14.03.1993 г.. Пр-во студии "Экофильм" Беларуского объединения молодых кинематографистов при участии к/с Беларусьфильм.
В «Белорусском государственном архив кинофотофонодокументов» (БГАКФФД) хранится копия фильма: «Подводные странники» режиссера А. Филатова (арх. №116а, производство: киностудия «Беларусьфильм»; дата съемки: 1992 г.; продолжительность худ.фильма: 70 мин.,7 ч., цв., звук., рус.яз.
По повести "Подводные земледельцы" А. Беляева (1930)
Сцен. — А. Филатов, С. Головецкий, реж. А. Филатов [Четверенко, Лесникова, Маяренко, Войцеховский], опер. С. Бондарев, худ. А. Матвейчук, комп. К. Шаталов, звук. С. Синявский, подводный фотограф С. Глущенко.
В глав. ролях: Л. Федосеева-Шукшина, Н. Аринбасарова, А. Булдаков, С. Станюта.
Приключенческо-фантастический фильм. Авторы (в первую очередь надо отметить операторов: оператора — постановщика С. Бондарева и операторов подводных съемок А. и А. Пенкиных) основное внимание уделили именно зрелищному аспекту — съемкам в морских глубинах, где происходит действие фильма. Качество этих съемок безусловное. Что же касается драматургии и общего результата, то тут авторам далеко не все удалось, хоть они и привлекли к участию в фильме известных актеров.
Зайцава Л.М., Аўдзееў І.А., Карпілава А.А., Шур Г.Ў. Гісторыя кінамастацтва Беларусі. У 4 тамах. Мн. Беларуская навука. 2004. (Том 4: 1986 — 2003; стар. 21, 26, 293).
***
Сергей Бондарев — директор студии “Экофильм”. Основатель и бессменный руководитель существовавшего до недавнего времени Белорусского объединения молодых кинематографистов. Окончив исторический факультет БГУ и операторский факультет ВГИКа, участвовал в съемках более двух десятков фильмов. Большинство из них — о природе.
— Сергей, почему именно природа легла в основу твоих фильмов?
— Вспоминаю, когда в детстве к нам в деревню привозили кинофильмы — это был настоящий праздник. Киномеханик казался мне волшебником. Но нахальное желание — делать кино самому — у меня возникло несколько позже, после просмотра фильма “Последний дюйм” по книге Джеймса Олдриджа. Запали в душу подводные съемки акул. Так появилась мечта — снимать самому. Сначала пришлось в совершенстве овладеть фотоаппаратом. Снимал много. Особенно после окончания БГУ. Несколько лет учительствовал на Браславщине, и мои фотографии побеждали в различных конкурсах.
— Но потом ты, школьный учитель, пришел все-таки на “Беларусьфильм”?
— А где же еще мне было воплощать свою мечту в жизнь? Первый фильм, где я дебютировал как оператор-постановщик игрового кино, — “Несрочная весна” по Ивану Бунину.
Следующим моим фильмом были “Подводные странники”. В “Странниках” снимались Лидия Шукшина, Наталья Аринбасарова, Алексей Булдаков, другие известные актеры. Однако дело было не в звездах. Мне наконец предоставили возможность снять фильм о подводном мире. К тому времени я уже окончил курсы подводных операторов на базе Ялтинской студии Госкино СССР.*
Лента “Подводные странники” стала первой подводной работой в истории белорусского кинематографа. Затем мы повезли этот фильм на Всемирный фестиваль художественного изображения подводного мира в Антиб (Франция). Чтобы лететь самолетом, не хватило средств. Пришлось добираться через всю Европу на “Москвиче”. Вернулись домой с призом. Мало того, на следующий, XX фестиваль нас уже пригласили в качестве гостей. Понимая наши трудности, организаторы самого престижного из подводных фестивалей попросили представить в следующий раз небольшую работу. Ею стала картина “Дочери звезд”.
— Когда видишь не передаваемую словами красоту подводного мира, не задумываешься о трудностях, с которыми, наверное, приходится сталкиваться при работе над фильмом...
— Съемки под водой — это, в общем-то, работа в агрессивной среде. Например, студентке Марии, главной героине “Дочерей звезд”, сниматься приходилось в условиях открытого моря, на глубинах до двадцати метров. Для непосвященных скажу, что погружение на каждые десять метров — это дополнительное давление на человека, равное одной атмосфере. Работа в данном случае велась на задержке дыхания. И хотя главную героиню фильма постоянно страховали несколько аквалангистов, тяжело было и морально, и физически.
Но подводные съемки — это все-таки очень интересное занятие. Пещеры, гроты... “Подводные странники” запомнились весьма необычными актерами — дрессированными дельфинами Военно-Морского Флота. Глядя на них (особенно выделялся дельфин по кличке Фурий), я думал, как еще далеки люди от того, чтобы понять этих прекрасных животных.
В 1989 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская С. Медынского), в 1983 курсы подводных съемок при Госкино СССР. С 1980 асс. оператора, с 1984 оператор к/ст «Беларусьфильм».
1991 — «Подводные странники», пр. за изобразительное мастерство на Х1Х Всемирном фестивале худож. изображения подводного мира в Антибе (1992);
( 0 худож , фильме " Подводные странники " по роману А . Беляева " Подводные земледельцы ” : Студия " Беларусьфильм " ] журнал Крыніца (Родник) . — 1993 . – No 6 . — С . 75 — 76 , 3 — я с . обл . )
Александр Горянец(1961) -1992 – «Подводные странники» (реж. Сергей Бондарев, Александр Пенкин, Сергей Головецкий, в ролях: Алексей Булдаков, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Стефания Станюта) — продюсер фильма
Фестивали:
19-й Всемирный фестиваль художественного изображения подводного мира (Франция, г. Антиб); приз «За лучшее изобразительное решение»
О композиторе Константине Шаталове: Когда стал писать музыку? В 1991 году делал несколько программ на телевидении. И здесь познакомился с оператором «Беларусьфильма» Павлом Хатько. Он и посодействовал тому, чтобы я написал музыку к фильму «Подводные странники» (по произведению Александра Беляева «Подводные земледельцы»). Этот фильм мы повезли на международный кинофестиваль во Францию. Там и картина, и моя музыка были отмечены специальным призом.
Колонны, казалось, летят вверх. Появился пьедестал. Потом колоннада начала уходить в сторону… И зрители – «подводные путешественники» – увидели узкую улицу. На дороге, некогда вымощенной плитами, лежал толстый слой ила. Небольшие здания, сложенные из камня, были без крыш. Возможно, катастрофу опускания в бездну сопровождал взрыв вулкана.
А. Беляев. Чудесное око. 1935
***
Начиная с 1 мин 43 сек
***
Крым, Симеиз, август 1991 года. На съемках фильма "Подводные странники" по роману А Беляева.
А в начале 90-х в Симеизе снимали несколько фильмов. Вот кадр из фильма "Подводные странники" (БЕЛОМК) 1991 г.в. *
Организатором съемок выступал все тот же Александр Пенкин.
Нашел на днях целый ряд старых негативов со съемок фильма "Подводные страниики" (Беларусьфильм) по роману А. Беляева "Подводные земледельцы". Я там работал подводным фотографом фильма. Попробую поработать с ними и выложить на сайт часть. Так что продолжение — будет!
Мог ли предположить Беляев, проживавший в Ялте в 1916-1922 гг., что по его роману, написанному в 1930 г., в 1991-1992 гг. снимут фильм в Симеизе, близ Ялты?
Кто бы мог подумать пятнадцать лет назад, что обычный роман «Метро 2033» станет мировым бестселлером и породит целую мультимедийную вселенную. Роман получил продолжение в виде двух книг и трёх игр, дал начало ещё трём играм (недолговечной онлайн-игре, двум изданиям настольной игры и приложению в соц.сетях), а также двум линейкам книг, действие которых происходит в том же мире. И это не говоря уж о грядущей экранизации!
Сегодня мы поговорим именно о книжной составляющей этой большой франшизы. А именно о премиум-серии «Вселенная Метро 2035» со взрослым рейтингом. Издательство «АСТ» совместно с Дмитрием Глуховским запустили её в начале 2018 года, наладив выпуск книг один раз в месяц. Авторы проходят ещё более жёсткий отбор, чем во «Вселенную Метро 2033». Среди них — лучшие авторы фантастики вообще и классической серии в частности.
Первой книгой стал давно ожидаемый «Питер. Война» Шимуна Врочека — сиквел «Питера» (2010). Он же год спустя был признан лучшей, вернее, превосходной книгой «Вселенной Метро 2035» за 2018 год. К настоящему дню вышло ещё более двух десятков книг. Ничто не предвещало беды…
Ладно, на самом деле печальные звоночки ощущались чуть ли не с самого начала. Хотя основная серия то и дело подвергалась критике — порой обоснованной, порой нет, — она благополучно существует уже одиннадцатый год. Того же нельзя сказать о всех побочных ответвлениях (омнибусах, бокс-сетах, карманных и твёрдых переизданиях). Судьба «Вселенной Метро 2035» была предрешена в день её выхода в свет. Ибо свет тот — лишь густая тень старшей сестры.
В сентябре 2019 года руководством издательства было принято непростое, но закономерное решение закрыть неприбыльную серию. Редактор Алекс де Клемешье отстоял несколько романов, которые находились в высокой степени готовности, но в апреле 2020 года всё, вероятно, кончится.
Остаётся последняя надежда, что все вышедшие книги, а также ближайшие премьеры читатели купят и докажут тем самым, что премиум-серия ещё не потеряла право на жизнь. Над серией работают талантливые и признанные действительно хорошими авторы: Шимун Врочек, Виктор Точинов, Сергей Недоруб и многие другие. Есть ещё истории, которые они готовы рассказать, но сказке конец, если уже сейчас поклонники проекта, жанра или отдельно взятых авторов махнут рукой на обречённую серию.
По сравнению с «нормальными» писателями авторы научной фантастики — поразительно здравомыслящие и дружелюбные люди. Это стало особенно очевидно для меня после того, как несколько лет назад мы впятером собрались для совместной автограф-сессии в большом супермаркете на среднем западе.
Женщина, которой выпало координировать мероприятие, была в ужасе. По ее опыту невозможно было собрать даже двоих писателей и избежать неприятного столкновения. Встреча троих обернулась катастрофой. Теперь мы впятером должны были собраться в дорогом ресторане: очень разные люди в возрасте от двадцати с чем-то до шестидесяти с лишним, черные и белые, мужчины и женщины консервативных и либеральных взглядов, писавшие все от традиционной космооперы до гонзо-авангарда. Организатор ожидала заполучить по крайней мере несварение и опасалась, что все закончится битьем посуды и выдворением.
Но мы поприветствовали друг друга как давно не видевшиеся родственники, отлично провели время за ужином, а потом прихватили с собой бутылку, вернулись в гостиницу и просплетничали до раннего утра. Организатор была поражена до глубины души. Она-то думала, что станет свидетелем брюзгливого спора, а вместо этого попала на семейное воссоединение.
Мы и правда как одна семья. И я с нетерпением жду, когда выйдет наш семейный альбом.
Я занимаю одну из полумиллиарда станций в речевой сети сочинительства, обмена слухами и наблюдениями англоговорящих умов. Через переводы я связан еще примерно с полумиллионом других (пока без хинди, китайского и суахили).
И, возможно (как знать, что нас ждет в будущем, какие оно хранит тайны?), включен в неизмеримо большую сеть всех говорящих, воображающих, любопытных умов, где бы они не находились.
Моя работа — поддерживать свою станцию в рабочем состоянии, принимать и отправлять сообщения, делая особый упор на художественность и научность, так что мои антенны вычищены и настроены так, чтобы особенно четко улавливать, приукрашать, переплетать и отправлять дальше любые намеки на странное, загадочное и чудесное.
С возрастом я заметил, что у меня развилась слабость к фактам, особенно личным, против выдумки. (С истинами я стараюсь не связываться, мне они не по зубам. Их я оставляю сверхразумам.) И, поддавшись этой своей слабости, я стал вести колонку «Луны, звезды и все такое» в журнале Locus и «О фэнтези» в Fantasy Review. Но я знаю, что ни одно из моих сочинений не залетит далеко без щедрой отделки выдумкой для подъемной силы. Хорошая история, пусть она и не движется быстрее света, может забраться куда дальше, а противоположностью смерти является не столько жизнь, сколько воображение.
Возникла новая проблема. Некоторые люди, включая меня, судя по всему, стареют быстрее, чем персонажи, которых я с них срисовал. Некоторым даже хватило совести помереть. Новым персонажам требуется время, чтобы дозреть. Разумеется, существуют эликсиры молодости, но это почти что слишком просто. В последнем моем приключении Фафхрда и Серого Мышелова я наложил на них особенное проклятие старости, необъяснимого желания смотреть на звезды и собирать любопытные факты, чтобы они могли разделить старческие страдания, на которые обречены я и мои друзья, — и сбежать обратно в средние века! Есть еще реинкарнация, переселение душ и другие более отчаянные меры. Я подумываю заключить договор с Дьяволом.
За пятьдесят лет работы газетным корреспондентом я старался писать правду. Поначалу я был уверен, что существует только одна истина, что если собрать все факты и взвесить все мнения, в итоге останется только она. Со временем я начал понимать, что не существует единой истины. Мир не делится на черное и белое, в нем существует множество оттенков серого. Наконец, уже с этим осознанием, я постарался — и теперь стараюсь — подбираться в своих статьях как можно ближе к истине.
После того, как завершились мои ученические годы в научной фантастике, я осознал, что писатели художественной литературы, как и журналисты, ищут правду, и трудятся даже с большей жадностью, возможно, в поисках какой-то большей истины. Я пытался разглядеть ее — или, по крайней мере, множество ее воплощений, — в природе человека, в его уме и сердце, а также в умах и сердцах инопланетян и роботов. Порой я говорил себе, что именно в жизни и разуме, не только человеческих, но любых, скрывается самая великая, последняя истина.
Я подозреваю, что практически все авторы научной фантастики, осознают они это или нет, занимаются поисками истины. И что в истине (или в максимальном к ней приближении) — надежда не только человечества, но вселенной.