Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, visionshock, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 30 августа 2023 г. 19:13

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах

«ЗАПРЕТ ПРИОСТАНОВЛЕН – на срок до четырех месяцев, приостановка может быть продлена приказом Совета. Запрет на тейкскалаанский военный транспорт в зоне Станции приостановлен, все корабли, имеющие тейкскалаанский военный позывной, могут двигаться дальше через Анхамематские врата. Приостановка не является разрешением для тейкскалаанских кораблей, как военных, так и остальных, причаливать к Станции Лсел без получения предварительного пропуска, одобрения и прохождения таможенной очистки – ПРИОСТАНОВКА ОДОБРЕНА ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ПО ШАХТЕРАМ (ДАРЦЕМ ТАРАЦЕМ) – повторяю…

Сообщение с высоким приоритетом для распространения на дипломатических, коммерческих и общих частотах в Секторе Бардзраванд 52-го дня 1 года в 1-й индикт Императора Всего Тейкскалаана Девятнадцать Тесло

Ваше Великолепие, вы оставили мне весь мир, и все же я чувствую себя обделенной; я бы предпочла поменяться местами с вашим проклятым звездами бесноватым призраком, о Шесть Путь, лишь бы он научил меня не спать.

Личные записи Ее Великолепия Императора Девятнадцать Тесло, без даты, заблокировано и зашифровано

Девять Гибискус в третий раз просмотрела картографический цикл за последнюю неделю со всеми зарегистрированными изменениями, а потом выключила его. Без точек-звезд и подсвеченных аркообразных линий перемещения Флота стол стратегии на мостике «Грузика для колеса» представлял собой тускло-матовое пространство, замершее в нетерпеливом ожидании новой информации, – как и его капитан.

Однако ничего не поступало. Девять Гибискус могла и не смотреть на картограф – она помнила, как точки планет на столе мигнули в первый раз красным цветом бедствия, а потом сигнал пропал. Все почернело – планеты исчезли, словно их смыло приливом. Как бы густо ни были прочерчены на картографе линии наступающих тейкскалаанских кораблей, ни одна из них не продвинулась сквозь это черное безмолвие. «Мы боимся, – подумала Девять Гибискус не без мрачного предчувствия, – боимся увидеть, что там, за этой точкой».

Ее «Грузик для колеса» был вторым ближайшим кораблем к пространству без коммуникаций. Всего один корабль отправила она дальше, чем увезла бы своих людей. Это был гибридный разведывательно-боевой корабль, называвшийся «Девятое цветение острия ножа», почти невидимый осколок, выскользнувший из разверстой пасти ее флагманского корабля в безмолвную пустоту».

Аркади Мартин. Пустошь, что зовется миром

Роман представляет собой вторую часть дилогии «Тейкскалаан», и также как предыдущая книга он отмечен премией «Хьюго». Если действие первой части развивалось в Городе, столице Империи Тейкскалаан, то теперь взор автора обращается на внешний мир. Появился некий таинственный враг, который способен представлять опасность даже для могучей Империи. Целая армада звездолетов вторгается в ее пространство, не выходя на связь и не давая тем самым никаких шансов начать переговоры. А когда их речь удается услышать, она включает у людей рвотный рефлекс, какая уж тут расшифровка…

Но дипломат Махит Дзмаре включается в работу над невыполнимой задачей – все-таки вступить в контакт с чужаками. Параллельно ей приходится выпутываться из имперских интриг и защищаться от своих политических противников. Это вообще один из любимых приемов автора – постоянное переплетение нескольких линий,




Статья написана 25 августа 2023 г. 10:46

Сюрпризы из глубин, или Встреча разумов

v_podvodn_pescherax

В одной из бухт Японского моря находят трупы двух аквалангистов. В бухту прибывает экспедиция гидробиологов, снабженная батискафом.

Оказывается, что радиационный фон в бухте повышен, чему виной, скорее всего контейнер с радиационными отходами, обнаруженный на дне. Привлек внимание ученых также новый вид осьминогов, обнаруженный в лабиринте скал.

Но что же стало причиной смерти подводников и давления на разум людей, поселившихся в подводном «колоколе»? Неужто к этому причастна чужая подлодка, проплывшая неподалеку? Или дело вовсе не в этом?


В нашем голоштанном детстве мелькало не так уж много приличных авторов, пишущих фантастику. Одним из тех, чьи работы с нетерпением ожидались во всех сборниках и журналах, был Игорь Маркович Росоховатский. Уроженец Черкащины славен не только фантастикой, но и сотнями научных статей, а также парой научно-популярных книг, созданных в соавторстве с ученым-кибернетиком А. Стогнием.

Но лично мне больше всего запомнилась его повесть, увидевшая свет в 1971 году. Скорее всего, дело в подводном антураже, всегда намертво привлекавшем мое внимание. Как бы то ни было, после Аргонавтов я решил обновить впечатления об еще одном ярком воспоминании детства.

Перед нами научно-популярный текст, в духе Жюля Верна знакомящий читателя с работой гидробиологов. Некоторыми особенностями октопусов, любопытными возможностями, городами, путешествиями по суше, размножением, восприятием других обитателей моря. С умеющими говорить дельфинами, взаимодействием хищника и добычи, их отношением к людям. С влиянием радиации на живые организмы и различными точками зрения на благостность деяний мирного атома (не забываем, до Чернобыля и Фукусимы оставалось еще масса времени). Не преминет автор поговорить с нами об экологии – воздействии человека на океан, и последствиях такого воздействия. Способных вызвать нехилые последствия для «царей природы».




Статья написана 25 августа 2023 г. 09:23

Андрей Подшибякин "Последний день лета"

Давненько я не припомню такой агрессивной рекламы книги, как та, что случилась вокруг «Последнего дня лета» Андрея Подшибякина. Но захотел я ее прочитать не из-за рекламы, в конце концов, что только не продвигают на просторах Интернета. Захотел я ее прочитать, так как мне обещали мистический триллер, действие которого развивается в городе Ростове-на-Дону в эпоху начала девяностых. Я вот живу в этом городе и порой грущу, что маловато книг выходит про мой город. Вообще, мой регион не сильно-то выделяется на литературной карте России. Понятно, что призрак Шолохова витает над степью. Ну, все знают, что Анатолий Калинин, автор легендарного «Цыгана» не только родился в Ростовской области, но и, не смотря на всесоюзную славу, так и остался тут жить. Можно еще вспомнить Виталия Закруткина. Все остальное уже находится на периферии всем известных фактов. И вот я узнаю про книгу, которая рассказывает про Ростов-на-Дону определенной эпохи, выходит в центральном книжном издательстве, широко пиарится. Конечно, я не мог пройти мимо.

Итак, на дворе 1993 год. В Москве происходят тектонические политические движения, страна катится под откос, а в жарком Ростове-на-Дону живут себе четверо подростков. У каждого своя драма, у каждого свои проблемы, но так уж сложилось, что они не только учатся в одном классе, им еще и предстоит во время экскурсии в археологический музей "Танаис" вместе призвать (случайно) могущественного демона. Потому и драмы их, и проблемы станут, в общем-то, на четверых.

Все это, конечно, страшно напоминает «Оно» Стивена Кинга: детки в беде, вынужденные противостоять страшному злу, даже более того — с большой буквы Злу. Но это в начале романа, стоит событиям разогнаться, как дух Стивена Кинга выветривается быстрей, чем развивается действие романа (а оно вполне себе стремительное). Сам автор в послесловии признается, что ориентировался, скорее, на первый сезон «Настоящего детектива». Но и тут промазал: там все было очень тягучее, а тут события несутся вскачь. Да и что бы там ни говорил Андрей Подшибякин про схожесть Луизианы с Ростовской областью, ассоциация не только не точная, она ужасная, так как схожести этой и нет. На деле же получилось вполне самобытное произведение с неожиданной моралью, хотя, возможно, автор изначально и не думал, что получится именно так. Если уж и сравнивать «Последний день лета» к другими книгами, то больше всего схожести обнаружится с криминальными романами, написанными как раз в ту эпоху, в 90-ые. Правда, там обходились без древних демонов, проблем и от людей хватало.

Сумасшедшая динамика повествования объясняется, кстати, очень просто. Сам автор в уже упоминающемся послесловии говорит о том, что изначально «Последний день лета» должен был быть сценарием сериала. Не сложилось. Зато теперь все норм: на основе книги все-таки вроде бы запустили сериал. Ага, круг замкнулся, путь на экраны может быть очень извилистым. А кроме высокой динамики сериалу нужны еще и выразительные герои, без этого никуда. И надо признать, что главные герои (как раз те самые детки в беде) получились вполне интересными. Пух — полный мальчик из интеллигентной семьи. Его, кстати, почему-то зовут Аркадий Натанович. Живите теперь с этим, ибо особого смысла в такой отсылке вроде бы и не видно. Крюгер — дерганный гиперактивный пацан из неблагополучной семьи. Новенький — затюканный вечно испуганный сирота, в котором выдержки побольше, чем у многих. Шаман — весь из себя спортивный парень, гроза девичьих сердец, младший брат бандита средней руки. Остальные персонажи набросаны более небрежно, в общем-то, все они нужны для того, чтобы быть фоном основного приключения. В общем, персонажи второго плана порой, кажется, уходят и вовсе на третий. Хотя и среди них попадаются колоритные личности. Сюжетные линии знай себе ветвятся, одни обрываются, другие нарождаются, какие-то персонажи просто пропадают из истории, но вот некоторые вполне удачно возвращаются. В общем, все это действительно напоминает новеллизацию (вполне удачную) какого-нибудь средней руки сериала. Остается удивляться только тому, что подобная книга вышла в «Редакции Елены Шубины». Но бывают и такие казусы.




Статья написана 24 августа 2023 г. 11:41

Это космическая опера. По жанру.

По сути немного не дотягивает, хотя “Хьюгу” 2022 честно заполучила.

В опере ждешь сражений звездных флотов и всяческих масштабных коллизий, но здесь таких вещей нет. Попытки создать — да. Впрочем, это не главное.

Если без спойлеров, то это социологический роман-интрига, где.. А дальше, извините, немного согрешу. Впрочем, постараюсь сделать это так, чтобы читать вам было интересно.

Давайте с “где” и начнем. Аркади Мартин рисует восхитительную, яркую, очень живую картину космической империи Тейскалаан, и тут, надо отдать ей должное, она хороша. Молодая женщина по имени Махит Дзмаре попадает в качестве посла ко двору империи в непростой момент, когда дни старого императора сочтены, а вопрос престолонаследия остается открытым и … И есть люди, которые достаточно честолюбивы, чтобы попробовать.

Махит Дзмаре родилась и выросла на шахтерской станции Лсел, маленьком обитаемом мирке на задворках империи, но до сей поры мирке независимом и очень желающим таковым остаться. А империя … империям свойственно расширяться и поглощать мелких соседей. Война? О вооруженном сопротивление Тейскалаану речи не идет. Муха не может оказать вооруженное сопротивление человеку, размахивающему мухобойкой. Может пытаться увернуться. Вот и Лсел пытается.

Ну и, разумеется, Махит Дзмаре не просто так улетает в Тейскалаан, а на замену прежнему послу, который почему-то умер. А почти сразу по ее прибытии выясняется, что он убит, и что официальные власти вовсе не горят желанием разбираться с поисками убийцы. И Махит приходится делать это самой, хотя палки в колеса ей вставляют очень упорно. И по ходу она понимает, в какие игры ввязался ее предшественник и что поставил на кон.

Тейскалаан напоминает нечто стилизованное под осовремененный средневековый Китай, напоминает очень отдаленно и, надо отдать должное, культура, общество, социология Тейскалаана выписаны продумано и ярко. Мы видим корни “современного” Тейскалаанского общества, но видим, и то, как далеко ушла империя от этих корней. Аркади Мартин как-то удивительно правильно рисует эту империю и ее жизнь. Где-то очень подробно, где-то грубыми мазками. Но в итоге получается объемный, многоцветный и необычный образ. Стоит снять шляпу: империя удалась именно своей знакомостью и непривычностью разом. В современной фантастической литературе, разумеется, только ленивый не творит собственные миры. Но подобного уровня продуманности, подобной глубины и красочности добиваются единицы. Так что, браво.

Однако же, новыми мирами и звездными королями уже никого не удивить в наши дни, и фантдопущение, то, на чем зиждется сама история, рассказываемая в романе, должно быть оригинальным. И тут снова бинго. Идея пересадок разумов не нова. Но та технология, которая кажется на момент начала книги, козырной картой станции Лсел, и то, как эта идея обыграна у Аркади Мартин, мне не встречалось. И снова все подано изящно, со вкусом, с нарастающим по ходу развития сюжета напряжением, и раскрывается так, как не ожидаешь. И приводит персонажей к решениям, которые оказываются логичными с их точки зрения. Но которые не лежат на поверхности.

Сюжет развивается вначале немного медлительно и даже нудновато, пока ты не понимаешь, на чем все завязано и из-за чего сыр-бор. Но примерно со второй четверти романа движется динамично и большей частью логичен. Как и следует ожидать, все становится на свои места, когда добираешься до конца. А по ходу встают вопросы без ответов, но это нормально. Махит Дзмаре книгу не читала, и что там будет дальше не знает.

И это хорошо.

Реверансы в сторону ЛГБТ и феминизма вполне понятны, оправданы ли — дело вкуса. На мой взгляд, их многовато, и это, как соль в супе. Без соли будет бурда. Но лишняя ложка не делает его вкуснее.

Космической оперы в ее классическом виде не случается, битвы крейсеров, уничтожение планет и захват звездных систем — не для нас. И финал наступает такой … логичный, красивый, умный, но тоже не оперный. Камерный апофеоз. Потому, что у нас, на самом-то деле дворцовые интриги на фоне гражданской войны и смены власти в фантастической империи. И все происходит в одном городе, на одной планете, а звездные корабли — для антуража.

Очень напоминает Урсулу Ле Гуин в ее лучших книгах, где персонажи умеют находить правильное и достаточно безболезненное для всех, кроме себя самих решение. Где психология, социология, межчеловеческие взаимодействия, интриги, и сделанные в правильный момент очень прямые и честные ходы приносят выигрыш, а грубая сила — нет. Но Урсула в лучших своих книгах лучше.

Похоже на жизнь. Хорошая фантастика.

Не великолепная. Но однозначно стоит читать.

© Юрий Супоницкий

#Книги_без_наркоза


Статья написана 18 августа 2023 г. 10:41

Религиозные войны под приглядом вседержителей, или Магический Гай

stalnye_bogi

Михей Железный, Великий магистр Черного легиона, покоривший для императора Запад, Север и Юг, обратил свой взор на Восток. На священный город Костани.

50 тысяч паладинов после десятилетия мира считают дни до начала войны.

В Костани не готовы к вторжению. Мирные годы расслабили янычар, а лучший из них – Кева, единственный в мире убивший мага – растолстел и жаждет лишь лежать на матрасе.

Но никто еще не знает, что грядущие битвы станут не только столкновением меж людьми. Что не обойдется без вмешательства магов, джиннов, ангелов, а может и самих богов.


Роман, вызывающий стойкие ассоциации с работами Гая Кея («Гобелены Фьонавара», "Изабель", «Блеск минувших дней», «Дети Земли и Неба»), но до шикарных книг Гэвриела не дотягивающий. Мир, едва скрывающий сходство с земным, щедро рассыпающий аллюзии на реальные силы и события, рулившие нашей историей. Разве что магия, которой у Гая совсем чуток, разворачивается у Ахтара во всю мощь.

В локацию «Богов» заныриваешь легко и ненапряжно, он без проблем опознаваем, несет в себе изрядный исторический пласт, вызывая массу воспоминаний из прошлого Земли: ушки многовекового противостояния христиан с мусульманами не скрываясь торчат из-за конфликта этосианцев и латиан.

Так же движутся вперед паладины святого воинства. Так же противостоят им янычары шаха. Так же гибнут бойцы под стенами города обетованного. Так же кипит ненависть и фанатизм религиозных войн. Вон возвышаются морские стены священного города Костани (объединившего в себе черты Константинополя и Иерусалима). Вон сладко улыбаются визири, а вон интригуют церковные иерархи, возводя на трон и свергая императоров. Вон вздымаются на горизонте неприятельские паруса. А вон несутся по пескам гулямы и кочевники-забадары.

Правда, будем честными, автор слишком многое оставляет на откуп читательскому воображению. Прописать собственный мир можно было и получше.

Да и в мистической линии хватает отличий. Здешняя Господь, несколько накосячив при Творении, и пораженная творящимся вокруг Хаосом, не нашла ничего лучше, чем самоубиться. Оставшиеся без мамы Ангелы поделились на приверженцев Хаоса и его противников, возглавляемых Архангелом. Но если при слове «Ангелы» вы представили себе благообразных и светлых человекоподобных существ с крылышками, вы несколько ошиблись. Здешние «посланники» кардинально отличаются от привычных. Гигантский размер, изрядное многоглазие, фасеточные очи, щупальца, ноги, напоминающие паучьи лапы – что-то с парнями нечисто.







  Подписка

Количество подписчиков: 897

⇑ Наверх