Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 февраля 2010 г. 18:08

(внимательно смотрим на дату рецензии ;-), прим.)

Говорят, когда Боженька хочет кого-то наказать, он лишает его разума. Со мной Создатель поступил совсем жестоко: лишил меня возможности выпендриваться. Ах, такая я звезда, такой характер, такой кругозор! И все ж это в одном флаконе. А кукишь не хочешь? Вместо спортзала кукишь, контрастный душ туда же, ни одной книги без рецензии, ни одного чиха без поумничать и поучить окружающих жизни. Ах, дамы — дуры? Ах, Донцова — отстой? А на тебе еще один гормональный кукишь и Донцову в утешение. Так что, дамы и господа, у меня сейчас в пользовании исключительно набор бесполезных кукишей, с которыми тяжело считать себя вправе бросать камни во все окрестные огороды. Но я попытаюсь.

Это я о Сумерках. Будь я в нормальном состоянии, я бы эту дрянь сразу выбросила. А так — прочла за день. Оставайся у меня чувство юмора, я бы вполне могла счесть эту книжку юмористической: если супергерой может быть бомжом, как Хэнкок, то почему бы ему не быть вампиром?

Может, постоянные читатели помнят, что к ситуации с вампирами у меня отношение очень предвзятое и очень трепетное. Я в рецензии к Жребию в последний раз сильно ругалась на эту тему. В общем, фишка в том, что нечего делать Вселенское Зло из любого явления, которое автор пытается втиснуть в картину мира. Ведь вся фишка именно в том, что при наличии в мире Вселенского Зла, мира не будет, или оно там будет абсолютно естественным и не будет являться злом как таковым. Как говаривал Профессор: «Придумать зеленое солнце легко. Трудно создать мир, в котором оно было бы естественным.» Правда, лично я скромно считаю, что с миром у него тоже не сложилось, но это чистое ИМХО — с такой армией фанатов, как у него, даже я спорить не собираюсь.

Так вот, у этой вампирьей медали оказалась и еще одна сторона: оказывается, бывают и супервампиры. Которые добрые и хорошие. И кусают исключительно обреченных на смерть, для их же спасения. Иначе — ни-ни.

2008-09-18




Статья написана 25 января 2010 г. 19:19

Эта книга вполне в Булычевском стиле, но я все равно подобного не ожидала. Классический пример использования фантастического антуража исключительно для иллюстрации мысли автора. В некоторых книгах он определенно подражает Крылову — в хорошем смысле и без нудной морали в конце. Булычев умел писать так, чтоб мораль — или, по крайней мере, ее присутствие, — были понятны каждому.

Сам сюжет — почти один в один с того самого Острова, где куча народу в искусственных условиях выращивалась для будущей трансплантации органов оплатившим это удовольствие донорам. Естественно, клонов кормили легендой о неком прекрасном острове, где они могут жить, выиграв в социальной лотерее. По сути, не обманывали, если считать таким островом райские кущи.

Думаю, идея витала в воздухе, но у меня пару раз мелькала мысль, что сценаристы Острова читали Ваню с Дашей. Но так далеко в полете мысли не зашли.

Булычев показывает нам не просто мир клонов, обреченных на смерть, а их внутренний мир, причем не островной, а идейный. В некоем институте выращивают две группы клонов: мужчин и женщин. С двумя научными руководителями. И руководитель мужской группы считает, что правда — идейна, и скрывать ее нечего. Оттого клонам с самого начала объясняют, что в один прекрасный день они отдадут свою жизнь, чтобы спасти великого человека, жизнь которого не просто более важна, а необходима человечеству. Причем идейная обработка проводится в лучших советских традициях, и клоны верят в свое великое предназначение. По крайней мере, верит ГГ. Но и он не может не задаваться вопросами — начиная с того, что всякая значимость чьей-то отдельной жизни субъективна и заканчивая вечными: кто виноват и что делать.

Как всегда у Булычева, внутренняя борьба героя и его вопросы, задаваемые самому себе и всем, кто соглашается его слушать, очень интересны. Конечно, они гиперболизировано идейны, но в этом весь советский разлив: полюбить, так королеву. Как говорил Задорнов: есть вопросы важные и неважные. Важные вопросы решает мужчина: например, кому надо бы быть у власти, какое направление внешней политики лучше выбрать, какой голосовать бюджет и есть ли жизнь на Марсе и разум во вселенной. Неважные вопросы решают женщины: что покупать, где отдыхать, работать, учиться и лечиться. Булычев, как настоящий мужчина, решает вопросы суперглобальные.

2008-08-16




Статья написана 21 января 2010 г. 13:11

Я буду субъективна, как никогда. Во-первых, я это читала месяц тому и сейчас буду пытаться вспоминать. Во-вторых, я была не совсем здорова, оттого впечатление от книги вполне можно назвать подпорченным не наплевательским отношением автора, а призмой моих устоявшихся 37.5 по Цельсию. Но я склоняюсь к первому.

В целом, барышня пишет хорошо, оттого всяческие инсинуации в ее адрес я пожизненно игнорирую. Правда, серия достаточно качественная, оттого сложно отрицать цех литературных негров с двумя высшими: филологическим и маркетинговым. ;) Седьмая книга эти предположения разбивает вдребезги: негры так мерзко не напишут.

Для аргументации моего возмущения и толковой аналогии, сделаю лирическое отступление. В юности, когда я еще считала хлеб литератора не только легким, но и приятственным, я тоже предпринимала попытки создать разумное, доброе и вечное. В результате у меня хватило соображения не особо созданное афишировать, да еще сделать некоторые выводы о внутренней работе цеха. И вот: сижу я, такая умная и вдохновенная перед монитором и тупо в него пялюсь. Потом напишу предложение. Потом его сотру. Потом абзац напишу. И его туда же. Ну вот не знаю, о чем писать, хоть убей. Общих идей — валом, представление о происходящем — ясное, а о чем писать — не знаю. Потом я поумнела и стала писать планы многоуровневыми списками. К созданию литературных шедевров это не привело, но жизнь облегчило неимоверно. Если заранее придумано, где о чем что будет написано, то можно не ломать голову, а просто работать. Конечно, отступлений от плана было в избытке, но на на отсутствие музы я более не жаловалась.

А рассказываю я это все к тому, что средние страниц 300 последней книги из саги и Гарри Поттере написаны так, будто плана у г-жи Роулинг не было... И даже представления об этом плане — тоже. И была ночь, и было утро, день первый. Потом второй, третий... сто сорок восьмой. А все еще ничего не происходит. Нет, где-то через полгодика на страницы гордо выкатывается рояль в виде трепетной лани. То бишь, главные герои толпой прячутся от Того-Кого-Нельзя-Называть (далее ГЗ), попутно пытаясь решить, что делать дальше. Периодически телепортируются из одного лесочка в другой, беседуют между собой и даже ссорятся. Если память мне не изменяет, страниц полтораста таких. А то и больше. Вот мне интересно: с какой целью эти полтораста страниц были написаны? Мне было неинтересно их читать. Ноль динамики, ноль морали, ноль всего. Нет, есть авторский лист, если не несколько. Не считала.

2008-08-02




Статья написана 11 января 2010 г. 19:54

Очередная детективная история в выверенном мире будущего, вышедшая из-под пера грамотного писателя. Толковая, хорошо написанная. Читать интересно. Но это единственное преимущество книги. Точнее, их два: грамотность и читабельность.

Обращаю внимание на тот факт, что, когда подчеркиваю грамотность писателя, это обозначает, что автор не только пишет без ошибок :), в том числе и стилистических, но и то, что он пишет литературным языком. Это не всегда достоинство, между прочим. Дяченки, например, пишут так, что я все время вспоминаю школу и принудительно изучение Франка и прочих национальных псевдописателей. За неимением лучших, в украинскую литературу вписали всех, кто в ее далеком и не очень прошлом хотя бы писать умел. Тексты, кстати, очень грамотные. И абсолютно безвкусные. Во всех смыслах.

Кстати, к грамотности действительно почти всегда прилагается безвкусность: такая себе стерильная красота – ни уму, ни сердцу. Хотя, конечно, все очень правильно, а зачастую даже безупречно. Я все-таки придерживаюсь мысли, что настоящая красота всегда ассиметрична и иногда немножечко уродлива. Безупречность скучна. Думаю, старина Стиви со мной согласился бы. :)

Книги Буджолд отличает эта же черта – стерильность. Пусть ее главный герой оригинален до невозможности, но в стерильном мире, где он обитает, его необычность слишком обычна. Кому будет интересен карлик, если кругом полно результатов генетических экспериментов? Ну пусть не кругом, а мелкими вкраплениями по галактике, но кунсткамеры присутствуют.

И я уже, кажется, говорила, что Буджолд все же преуменьшает значение физического уродства ГГ. Можно бесконечно втирать о сильной и гениальной личности, о мире без предвзятости (чего, кстати, на Барраяре нет и в помине), но давайте вспомним Наполеона, которому его комплексы почти помогли почти завоевать почти полмира. :)

Ладно, не буду толочь воду в ступе. Если у автора такие представления о людях, то она определенно добрее меня.

2008-07-23




Статья написана 25 декабря 2009 г. 16:52

Из всех книг, прочитанных мной за последний год, эту я могу назвать самым ярким открытием. И еще самой необычной, интересной и необычайно философской вещью. Впрочем, чего-то подобного и следовало ждать от автора «Восставших из ада». Полагаю, даже любители сопливых мелодрам не откажут этой эпопее в концептуальности.

Видит Бог, Голливуд плодит ужасы с такой скоростью, что не каждая пара мух за ним угонится, а ведь говорят, что всего одна такая пара может за год наплодить столько потомства, что оно покроет всю Землю слоем толщиной в один метр. Может, врут? ;)

Кстати, неплохой сюжет для ужастика. Но в этом слое уже, простите, не мух, редкий фильм удостаивается продолжения, не говоря уже про серию. Разве что Фредди еще сподобился, да Чужие не подкачали. Но Восставшие из ада мне вспоминаются как самый длинный цикл ужасов — до сих пор, кажись, снимают. Правда, любимый говорил, что Фредди тоже собираются реанимировать — хороший все-таки цикл был, так что неудивительно.

Если кто не смотрел, попытаюсь про Восставших рассказать, но это все-таки сильно неблагодарное занятие. Вообще-то я люблю ужастики фантастические. Кровавые, или которые про зомбей — те как-то не очень. Но главное — это чтобы присутствовал накал, который заставляет тебя бояться, но оставляет надежду на спасение. Я уж как-то прохаживалась по поводу относительно недавней премьеры Чужих против Хищника — 2. Не знаю никого, кого бы эта мясорубка не разочаровала. Невольно вспомнился легендарный провал режиссерского (да и сценаристского) дебюта Кинга с его Максимальным ускорением. На третьей минуте ты понимаешь, что все равно все помрут и переживать тут особо нечего. И никакого умения сочетать закрытую дверь Хичкока с мелькающими кадрами страшных морд и — по минимуму! — кровавых картинок. Правда, в Восставших отнюдь не минимум, но у каждого героя есть шансик исхитриться и выкрутиться. Кстати, главная героиня таки выкручивается. Героиня в разных сериях разная, хотя первая — самая постоянная. Еще и к концу цикла возвращается, в серии, сильно претендующей на невменяемость как создателей, так и зрителей.

2008-06-24 (и последний пост 2009 года здесь ;))







  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх