Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 ноября 2009 г. 19:06

Объективно глядя: нудновато. К месту и не к месту вспоминался купленный и так и не читанный нами СС Конан Дойля. Что, конечно, есть литература, но читать это тяжело. Впрочем, не для себя и брали, а на вырост, так сказать, семьи. Потому что на том, на что я пишу рецензии, детей воспитывать нельзя. Ну почти ни на чем, поскольку, опять же объективно, литературой это не является. И читать такое надо человеку исключительно в том случае, если вкус его уже сложился окончательно и испортить его возможности не представляется. Т.е. с Марининой, конечно, можно переходить даже не армадовских эмтэашников, а с того же Берроуза, пожалуй, не стоит.

Хочется, опять же, заметить, что, когда я говорю о творчестве Берроуза, я не имею в виду Тарзана. Сей цикл к творчеству автора имеет, ИМХО, такое же отношение, как Чужак – к творчеству Хайнлайна. Оно, конечно, может и несет какое-то откровение в массы и к недостижимому идеалу электорат приближает, но литературой, тем более – литературой, иллюстрирующей творчество автора, не является. Так что Джон Картер, родившись первым, остается решающим.

И, раз Берроуза можно считать автором, с которого ребенок может начинать знакомство с литературой в целом и с фантастикой в частности, то такое определение, понятно, несет в себе и отрицательные стороны. Как в Диптауне, картинка дает только толчок для проникновения, все остальное додумывает воображение. В некоторой степени Берроуза можно считать антагонистом Кинга – практически нулевое проникновение в книгу сочетается с очень яркими красками и высокой моралью произведения. И конкретно заданными, даже не завуалированными вопросами. Но, тем не менее, из Кинга и Берроуза можно было бы слепить идеальный комикс: Кинг давал бы жесть и антураж, а Берроуз – диалоги и мораль для подростков.

2008-04-16




Статья написана 24 ноября 2009 г. 17:18

Ну вот, собралась. Недели две уже прошло с прочтения, но я постараюсь ничего не пропустить.

Про Кинга я говорить люблю, потому что сказать есть что. А история моих взаимоотношений с этой книгой долгая и тяжелая. Это первый роман старины Стиви, который я прочла, и благодаря которому я надолго прониклась отвращением к автору. Но лет-то тогда мне было то ли семнадцать, то ли восемнадцать. Одним словом, не до литературы было, да и не разбиралась я в ней особо, хоть за плечами уже были мэтры в лице того же Профессора, Амбер, конечно же, довольно много Азимова ну и практически все, что можно было достать в те годы.

Кинг же мне показался чрезмерно затянутым и абсолютно неинтересным. Кстати, книгу я так и не дочитала. Это показательно, особенно, если учесть, что г-жу Стюарт я тогда осилила.

Я где-то могу провести параллель между Кингом и Олдями – до них надо дорасти. Научиться чувствовать вкус и запах книги, видеть оттенки, проживать кусочки жизней, а не глотать их с подростковым энтузиазмом – для того есть МТА.

Одной из характеристик книги можно считать историю названия города:

«Свое странное название городок получил вследствие весьма прозаических событий. Одним из самых первых здешних обитателей был суровый долговязый фермер по имени Чарльз Белнэп Тэннер. Он держал свиней и одного из самых крупных хряков назвал Иерусалимом. Однажды во время кормежки Иерусалим вырвался из загона, скрылся в ближайшем лесу, одичал и озлобился. Не один год спустя Тэннер предостерегал ребятню держаться подальше от его собственности. Он перегибался через ворота и зловещим голосом каркал: "Коли не хочете, чтоб вам кишки выпустили, держитеся подале от Ерусалимова леса, подале от Ерусалимова удела!" Предостережение прижилось, название — тоже. Это мало что доказывает — вот разве только, что в Америке и свинья может стремиться к бессмертию.»

Можно сказать, что в этой цитате весь Кинг. Он придает рельеф таким деталям, о которых обычно и не задумываешься. Это вещи, которые ты знаешь, если ты живешь там – в городе ли, в книге ли. Вспоминая Медведева: «Жизнь между страниц…». Грустно, но актуально. Автор заставляет погружаться в книгу, почти полностью отрывая нас от реальности.

2008-04-15




Статья написана 20 ноября 2009 г. 18:51

После долгих поисков почитать чего-то постапокалиптического, и ничего особенного не найдя, решила остановиться на Желязны. Не могу сказать, чтоб я очень была в восторге от других его произведений, не считая Хроник, конечно же. Правда, пятикнижие Мерлина мне кажется более интересным.

К сожалению, книга меня разочаровала. В первую очередь недостаточным погружением, т.е. я просто читала про какие-то вещи. Да, описано все замечательно, красиво, даже правдоподобно, потому что неправдоподобную постапокалиптику сваять получилось только у Глуховского, остальным это не дано, но, тем не менее, Глуховский душевней. Несмотря на всю свою неоправданную претенциозность.

Долина проклятий – произведение явно шаблонное, про плохого парня, которого обстоятельства вынуждают быть хорошим и он проникается, но задор в нем таки остается. Слишком уж стереотипный шаблон – это минус. Кроме того, внутренний мир героя практически никак не обозначен: про соседей на перекуре узнаешь больше, чем из ста с мелочью страниц этой книги. А ведь книга практически только про него одного.

В общем так: все умерли, а кто не умер, тому приходится неважненько. Понятно, что экология за чертой абсолютного нуля, твари там всякие, довольно приятно, между прочим, прописанные. Опять-таки, антураж. Но мое ИМХО, что автор не верит в апокалипсис. Вот читаешь Кинга и веришь: все таки умерли. Он еще и обычно описывает, как умирали. Но ощущение одиночества и заброшенности необыкновенное, а вот у Желязны не получилось. Хотя обнаружила отсылку к Топике – не знаю, что за хрень, но Кинг ее в постапокалиптических картинках поминает в хвост и в гриву. Место, что ль, такое, где картина разрушения лучше всего смотрится? Любимый выразил предположение, что старина Стиви вполне может таким образом выражать уважение Желязны, поскольку тот все-таки мэтр… Ну слава Богу, что ученику удалось перерасти учителя.

2008-04-11




Статья написана 17 ноября 2009 г. 14:48

И снова дедуля меня не разочаровал. Думала: не пойдет опосля Доктора, да и правда, сначала чуть побуксовала, а потом – ничего, разошлась.

Помнится, из первых книг цикла эта мне понравилась больше всего. Сейчас тяжело понять – почему. В принципе, пошибу они все одинакового. Потому как, хоть я дедуле и симпатизирую, но объективно понимаю, что литературой это можно назвать едва ли не в меньшей степени, чем творчество МТА. Но, если те по дурости лепят что попало, и от недостатка образования, Никитин просто напрягаться не желает, как я понимаю.

И его можно понять. Доктор с последним своим опусом тоже не перетруждался, так что принципиальная разница между ними практически стерлась, что грустно.

Помнится, одно время я сильно ругала Перумова, за то, что он продолжает работать, тогда как люди ждут новых книг. А это, простите, налагает на автора ответственность – не десяток фанов в нете, а люди, которые желают услышать то, что он посчитает нужным им сказать. Однако же, даже работая, он сейчас пишет лучше и быстрее Доктора.

2008-04-08




Статья написана 12 ноября 2009 г. 19:40

Да, сейчас я читала их парой. Правда, Черновик читала еще и непосредственно после выхода и уже тогда особо не впечатлилась. Но в целом могу сказать, что не так плохо и пороху в пороховницах еще вполне достаточно. Но! Для мэтра так писать недопустимо.

Например, уже в Чистовике понравилось появление куратора задля немедленного спасения ГГ. У меня, как у собачки Павлова, в мозгу сразу замигала неоном фраза: «Вдруг откуда не возьмись…», причем табло было окружено кустами, из которых таинственно выглядывали рояли. Нет, если б я нашла такое у МТА, я пожала бы плечами – мол, чего с убогих возьмешь? Но это же Доктор! Не понимаю.

Нет, я понимаю, что он бескорыстно любит деньги, как и все мы, но есть ведь вещи, которые в денежном эквиваленте не оцениваются. Разумное, блин, доброе и вечное, которое я вечно ищу в книгах и сильно расстраиваюсь, когда не нахожу. Наверное, мое отношение к Доктору в целом, как и к его теперешнему творчеству можно сравнить с обидой обманутого возлюбленного – хотя мне, конечно же, Доктор точно ничего не обещал. Но как красиво говорил, а? Хотелось ведь поверить. Проблема ведь не в том, что тебя использовали, а в том, что обманывали. Кинг вон (я уже упоминала) тоже к читателям относится не без сексуальной нагрузки, но с удовольствием. А если подкачал с какой книжкой – ну не получилось, ну что ж, со всяким бывает. Но если не получилось – это одно дело, а обман – это другое.

В чем обман? Ну как бы это объяснить?.. Такие говорил красивые слова, которые каждый понимал по-своему, призывал к чему-то великому, чему-то прекрасному… А потом устроил интернет-скандал, что книжки, мол, воруют. Ну и ладно, пусть воруют. Это он вообще зря переживает. Если он так и дальше будет писать, воровать в скорости перестанут. Потому что мы ведь в дом тоже тянем не все, что плохо лежит, а то, что плохо лежит и может пригодиться.

2008-03-28







  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх