С некоторым опозданием обнаружил, что художник А.Дудин делал подробные сюиты к двум повестям Белкина — "Выстрелу" и "Метели" ещё в 2002 году для издательства "Белый город" (хорошая была серия небольших классических произведений с приглашением художников-реалистов советской школы)
У меня этого издания нет, фотографии разного качества нашлись на сайтах интернет-магазинов. Посмотрим раннюю версию "Выстрела" (почти полная сюита) и "Метели" (несколько иллюстраций) 2002 года, сравним с поздней версией 2024 года.
Худ. А.Дудин (2002)
В ранней версии Пушкин без кота. Суровая эпоха была в начале века.
2002 год2024 год
Выстрел
1) Сильвио в ранней версии — стройный, с тревогой на челе. Бородка и причёска — скорее, из нашей эпохи.
2) В ранней версии было подробное иллюстрирование сюжета.
3) А вот и сравнение. Сцена ночного бдения — Сильвио поведал рассказчику свою историю. В раннем варианте — расслабленные позы, живые эмоции. В позднем варианте — скованность телесная и эмоциональная. Дудин, конечно, не стал хуже рисовать, почему я и решил, что поздняя сюита — стилизация под станковую живопись русской натуральной школы (картины П.Федотова первыми на ум пришли).
2002 год2024 год
4) Ссора на балу из рассказа Сильвио (ранняя сюита).
5) Ещё одно сравнение двух сюит: сцена дуэли из рассказа Сильвио.
2002 год2024 год
6) И последний скан хорошего качества из ранней сюиты: рассказчик (не Сильвио) в гостях у графа (на стене — простреленная картина). Рисунок по застывшим позам выбивается из ранней сюиты — он был бы по своей форме более уместен в поздней сюите. Ну, значит, подобная техника-стилизация не была чужда художнику и двадцать лет назад.
Метель
К "Метели" совсем немного иллюстраций из ранней сюиты удалось найти. В новой сюите 2022 года (ну, как сюита — там две страничных иллюстрации) стилизации под живопись натуральной школы не было. Но эти мотивы обнаружились в ранней сюите 2002 года.
1) Вот Маша с прапорщиком Владимиром клянутся в любви друг другу.
2) Вот жестокая шутка гусара Бурмина в церкви. Тесная композиция, свойственная станковой живописи (сцены церковных венчаний — русская тема).
3) И единственное сравнение: объяснение Маши и Бурмина. По технике никаких изменений. Персонажи чуть перерисованы
2002 год2024 год
В новой иллюстрации скамья дана в неправильной перспективе — ошибка грубая, вызванная, скорее всего тем, что художник осваивал компьютерные технологии и не сделал поправок.
Новинка от издательства "АСТ" к срочно придуманному юбилею — 225-летию Пушкина (сам-то юбилей в начале июня — по новому стилю — незаметно прошёл). "Повести Белкина", новые иллюстрации современного художника А.Дудина.
Я вот разглядел концептуальную форму этих иллюстраций. У Дудина получилось совместить пушкинские повести с немного наивной живописью русской натуральной школы.
Худ. А.Дудин (2024)
А.Дудин — художник добротной советской школы. Иллюстрации — реалистические.
Но в этой книге фигуры на иллюстрациях слишком статичные, а цвета сочные, но как будто потёртые — и получается что-то не совсем традиционное. Когда такие иллюстрации соотносятся с пушкинским временем, вдруг бросается в глаза сходство с нашим известным живописцем П.Федотовым ("Сватовство майора", "Завтрак аристократа" и проч.).
Ну, вообще-то, федотовское творчество — не совсем пушкинское время, а конец 1840-х гг. Когда писались "Повести Белкина" царил Брюллов с его классицизмом ("Гибель Помпеи"). Но пушкинские повести время опередили — русская жанровая (бытовая) живопись просто припозднилась. А по духу "Повести Белкина" и федотовские полотна очень близки.
Выстрел
Аккуратно сделанный макет: шмуцтитулы, цветные страничные и на разворот иллюстрации (минимум две на каждую повесть).
Плотные кряжистые фигуры рассказчика и Сильвио, совсем не утончённые. У Федотова такие же. Пушкин, конечно, осиные талии любил (да и и Брюллов в своей "Всаднице"). Но то было время романтизма, а в натуральной федотовской школе худоба — признак нездоровья.
Персонажи и на лоне природы не могут расположиться попросторнее, даже во время дуэли. Они (на картинах Федотова) привыкли к тесным помещениям.
Метель
Скупое свечное освещение, театральные позы — так, наверное, современники и представляли себе Машу из "Метели".
А вот когда персонажи немногочисленны, они и на природе хорошо смотрятся в своей камерности.
Гробовщик
Немного неестественные выражения лиц у гостей на серебряной свадьбе у русского немца Шульца. Персонажи на одно лицо (старая школа осваивает компьютерную технику).
Но зато какие интересные гости у самого Адрияна. Как живые!
Полезно, конечно было отечественным иллюстраторам "Гробовщика" ознакомиться с американскими образцами оживших мертвецов. Но не Федотов, конечно: не было таких тем в натуральной школе.
Станционный смотритель
Повесть, самая близкая к натуральной школе. Да и самая любимая русскими иллюстраторами.
Уютные иллюстрации, композиция и ракурсы избранных сцен постоянно повторяются от художника к художнику.
А весь запал натуральной школы про лишнего человека — Самсона Вырина — художник опустил.
Барышня-крестьянка
Слишком эротичное начало для русской натуральной школы (если продолжать приписывать художнику намерение стилизации под Федотова).
Прекрасные сцены на природе. Цвета свежие, светлые. Но это уже традиции советского иллюстрирования.
Дудин возвращается к камерным сценам. Хотел было придраться, что в пушкинские времена голые ноги у мужчин из-под халатов не торчали. Но просмотрел ещё раз картины Федотова — кое-где торчали.
Последнее по времени иллюстрированное издание "Бориса Годунова" — это книга в массовой серии "Классная библиотека" (2023). Иллюстрации в серии — чёрно-белые, их немного. Как правило, рисуют современные молодые художники. Заказы текущие, шедевры не ожидаются (но не исключаются). Рисунки интересны тем, что дают представление о среднем уровне современной иллюстрации.
Техника у художницы приличная. Концепция — типичная: царь Борис прячется по углам от кровавых мальчиков.
Сюжетные иллюстрации повествовательные, даются общим планом.
Интерес представляют портреты персонажей. Вот Марина Мнишек — змея подколодная. А портрета Самозванца нет.
Вот необычный юродивый — наш современник, хипстер.
На этом обзор иллюстраций к "Борису Годунову" заканчиваю за исчерпанием материала. Много говорится о современности трагедии, но (вернёмся к началу) это современность давней истории, а не пушкинского произведения.
В 2007 году издательством "Пан-пресс" был выпущен комплект из трёх книг Пушкина в футляре. Отечественное книгоиздательство тогда нащупывало баланс для дорогих ("подарочных") книг между китчем и благородной простотой. Трёхтомник "Пан-пресса" — яркий представитель этих поисков: бархатные накладки на переплёты, золотой обрез, ослепительная меловая бумага — но иллюстрации хорошего уровня и высокого качества воспроизведения. Цыганщина перевешивала совсем немного (с появлением новых экспериментов всё терпимее отношусь к этому комплекту).
Локомотивом комплекта выбрана "Русалка" с дореволюционными силуэтами Изенберга (см.). Прицепом идут "Руслан и Людмила" и "Борис Годунов" с современными иллюстрациями А.Томилина, также выполненными в технике силуэта для придания единства всему комплекту.
Худ. А.Томилин (2007)
Макет предусматривает оформление страниц. Рамочки имеют смысловое наполнение. Но редактор это не учитывал — на первой странице в сцене, которая происходит в Москве, когда бояре обсуждают призвание Бориса на царство, помещена рамочка с польским одноглавым орлом и силуэтом европейского города (притом, что имеется отдельная рамочка с московскими мотивами).
Остальные рамочки, циклично повторяющиеся на страницах, с сюжетом "Бориса Годунова" связаны слабо.
Народ
Иллюстрации больше дизайнерские — о какой-то глубинной содержательной концепции речи не идёт. Целенаправленное подражание силуэтам Изенберга. Но чуть погрубее, конечно.
Борис
Золотой фон, который должен был стать признаком китча, удачно использован художником для создания двухцветных силуэтов: золотом даются тени-призраки.
Силуэт диктует свои правила композиции: смерть Бориса даётся в горизонтальной развёрстке.
Самозванец
Есть всё-таки очарование в технике силуэта. Томилин освоил эту технику на достаточно хорошем уровне.
Сцена у фонтана с Мариной Мнишек. Фонтан — пенноструйный.
В 1993 году была опубликована не только последняя советская сюита к "Борису Годунову" художника Минаева, но и первая анти-советская (по эстетике) сюита художника Насибулина. Изящный малоформатный томик.
Художник Э.Насибулин — известный график. Его иллюстрации традиционно мало связаны с сюжетом — там общее впечатление, много символики, кошмаров и эротизма. Из-за повторяемости образов, вне зависимости от объекта иллюстрирования, Насибулин довольно однообразен. Но его "Борис Годунов" был смел и свеж.
Рисунков очень много, показываю не все.
Худ. Э.Насибулин (1993)
Хулиганские рисунки: страшное русское веселье.
Кажется, что стиль художника — высококачественное уличное граффити. Рисункам в книге тесно, они расположены блоками, перетекают один в другой — им нужны длинные бетонные заборы. В этом, конечно, есть своеобразная прелесть. Вот первый блок: творческий процесс Пушкина:
Царь Борис
Монархического пиетета Насибулин перед Борисом Годуновым не испытывает.
Муки совести царя изображает страстно.
Семейные сцены — прохладные и провокационные. Вот Борис с наследником Фёдором.
Самозванец
Гришка Отрепьев у художника омерзителен. Дух свободы Девяностых чувствуется: когда ещё фалос вместо человеческого лица можно было опубликовать.
Гришка дик и космат.
Вот он пересекает границу во главе наёмного войска. Пристально вглядывается вдаль. Дикость становится притягательной.
Марина Мнишек
Пушкин с интересом всматривается в мечты чистенькой полячки.
Вот такая пара восходит на русский престол.
Бояре и народ
Все у Насибулина немытые: и бояре...
...и народ.
Последнее граффити
Сложно выявить концепцию Насибулина, можно просто полюбоваться виртуозной графикой. Заключительный блок иллюстраций.