Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 декабря 2022 г. 18:19

Давно планировавшееся пополнение коллекции (цена сдерживала) — "Серебряное копытце" в иллюстрациях современного итальянского художника Паоло Доменикони (М.: Ясень и Бук, 2021).

Zoccolo d'argento

Книжка сделана с соблюдением всех требований современной полиграфии: обложка с выпуклыми переливающимися фигурами (сканер это не воспроизводит, но на фотографии под углом можно заметить).

Понятно, что иллюстрации итальянца к сказу Бажова — неординарное событие, хотя и не единичное (были у нас образцы бажовианы 1977 года от итальянской художницы Марии Грации Фарины — здесь). Наш нынешний художник Доменикони интересен тем, что открыто признаёт использование компьютера в качестве основного технического приёма, при этом рисунки сохраняют традиционную форму. А меня художник заинтриговал ещё и тем, что обнаруженные мимоходом в Интернете образцы его иллюстраций показались мне очень заурядными, а картинки к "Серебряному копытцу" впечатлили. Хорошо у итальянцев получается проникаться русской зимней экзотикой.

Балалайка на титуле — единственная уступка правомерным ожиданиям западных читателей.

Кокованя ищет сиротку

Первая страничная иллюстрация: портрет Коковани, старателя-одиночки середины XIX века на фоне белокаменной заводской архитектуры. Исторической достоверности, наверное, не много.

Но картина почему-то не раздражает — лицо благообразное, задумчивое. Такая типичная европейская живопись эпохи Ренессанса. Вот и в такую художественную среду Бажов вписался. Вневременность — признак таланта.

Ну и дальше — ренессансные портреты крупным планом.

Разные фокусы, дальние и ближние планы — всё это разнообразит станковизм, чувствуется, что перед нами иллюстратор, а не академический живописец.

Вглядываемся в Дарёнку и кошку Мурёнку. Живости нет, художник работает в теме вселенской печали людей и кошек.

Лето-Осень

Итальянец упивается экзотическими интерьерами и пейзажами. Интерес искренний, потому и аборигенам глаз не режут незначительные несоответствия. Да уж и так все поняли, что точность воспроизведения заклёпок в рисунке имеет опосредованное отношение к искусству .

Доменикони информацию из Интернета подобрал хорошую, сумел удержаться от воспроизводства западных штампов.

Октябрь уж наступил... Для европейца — зима. Вивальдиевское оцепенение.

Зима

А вот это немногие европейцы на своей шкуре испытали: русская зима. Остервенелые псы, нападающие на Мурёнку, гармонично вписались: брейгелианские мотивы позднего Северного возрождения (охотники на снегу, Кокованя ведь охотник).

Безбрежные белые равнины — чистый восторг и благоговение. Пушкин тоже восторгался, не зря его литературоведы позиционируют как европейца в русской культуре.

Русский быт считается уютом только на период зимы.

Цокколо д'арженто

А вот и русская сказка: тихая светлая зимняя ночь.

Доменикони хорошо понимает значение для сказа образа кошки Мурёнки. В своём послесловии он пишет, что особенно его поразил диалог Мурёнки и Серебряного копытца. Впечатляющий танец домашней кошки и благородного оленя (козла, по нашему).

Эх, кажется, подвела компьютерная графика: неественное положение тела козлика при таком скачке, да и следов на заснеженной крыше нет (а на предыдущей картинке на стогах были).

Вот и волшебство. Лес тоже волшебный (не совсем уральский).

Утром

Для итальянца сказка продолжается: зимнее утро со снегопадом.




Совы летят над альпийскими горами.

Ну что ж, эта сюита к "Серебряному копытцу" была познавательной: Бажов в академическом стиле живописи. Надо, конечно, признать, что ажиотаж, вызванный публикацией у нас этих рисунков, в немалой степени вызван иноземностью художника. Экзотика: западный художник рисует русскую экзотику.


Статья написана 30 ноября 2022 г. 08:51

Новости иллюстрированной пушкинианы.

Худ. Я.Седова (2022)

Отдельное издание "Руслана и Людмилы". — М.: АСТ (Редакция Вилли-Винки), 2022. Мы пока из всей поэмы смотрели только Вступление "У Лукоморья".

Новая книга — это арт-проект. Яна Седова сейчас модная художница. Современные тенденции: не столько рисунок, сколько дизайн; не столько сюжет, сколько абстракции. Всё как во времена модерна (ар-нуво и ар-деко).

Теперь собственно по вступлению "У Лукоморья".

Самый первый разворот (ещё до титульного листа). Это как бы иллюстрация ко всей поэме — а на самом деле, несколько строк из Вступления, к сюжету не имеющих отношения: "И тридцать витязей прекрасных // Чредой из вод выходят ясных". Вот ведь сила "У Лукоморья" какая. Ну ничего, я тоже как-нибудь соберусь и саму поэму почитаю.

Смещение хронологии получилось. Кот учёный показался после витязей морских. Не зря творчество Седовой привлекает к себе внимание: образ кота один из самых оригинальных во всей иллюстрированной пушкиниане. Насупленная морда, размытый силуэт. Что делать, постмодернизм: чеширский кот на русской почве — тело тает, в воздухе остаётся одна голова, но улыбки не дождаться.

Других значимых образов (Баба-Яга там, леший, волк с царевной...) Седова не рисует. Она художница меланхоличная, поэтому вся пушкинская нечисть у неё олицетворена в вóронах. Лаконичность образов позволяет всмотреться в рисунок: ворон сидит на грубо отёсанных сосёнках — для кого-то уже колья (орудия казни) заготовлены...

Вóроны-то у Пушкина в поэме потом появятся — не в лесу, на поле, которое усеяно костьми.

Вперёд, читатель — вслед за вороньём.

P.S.

Форзац, собственно, тоже относится к Вступлению: есть силуэт Бабы Яги.


Статья написана 28 ноября 2022 г. 18:10

Худ. А.Полякова (2009)

В своё время я остался равнодушен к сборнику сказок, выпущенному в 2009 году издательством "Московские учебники и Картолитография". Теперь удалось приобрести книгу у букинистов. "Московские учебники" — это уже легенда, теперь изданное ими можно собирать как исторические свидетельства эпохи, когда в искусстве книги царил упадок, и МУ чуть ли не в одиночку боролись с безвкусицей. ИД Мещерякова, "Нигма", "Речь" ещё не родились, а как родились, так тут и МУ погибли от истощения. Но дождались смену...

Сборник называется "Марья Моревна", в нём неадаптированные сказки Афанасьева. Художница А.Полякова (Куракина). Она много работала с "Московскими учебниками", а потом ушла из книжной иллюстрации. Работала она в том направлении, которое задала Т.Маврина. Уже с форзаца и первого разворота бьёт народной росписью.

Посмотрим те сказки, обзоры иллюстраций по которым уже были у нас (по тегам).

Терем мухи (Теремок)

Буквицы — признак "книги художника" (иллюстратор сам продумывает макет и готовит оформление).

Компания Теремка и сам Теремок максимально приближены к реальности: звери не ряженые, жилище образовано естественными причинами. При этом звери улыбаются. Очень точная стилизация под добродушное крестьянское/детское восприятие.

Медведь в версии сказки от Афанасьева груб и жесток. Художница обошлась без кровавых сцен, но медведь получился убедительным в своей скрытой свирепости.

Василиса Прекрасная

Страшная сказка про то, как хорошая Баба-Яга дала хорошей девочке Василисе череп с испепеляющими лучами, от которых сгорели плохая мачеха и плохая сводная сестра Василисы. Однако буквица к сказке настраивает на незлобливый лад.

Василиса с куколкой — невинная парочка.

А вот то, что заворожило когда-то самого Билибина: три всадника, три слуги Бабы-Яги. Красный, белый, чёрный. Совсем не банальная трактовка у нашей художницы.

А вот собственный почерк художницы: густой мёртвый лес с просветами (или без просветов). Как чёрное кружево.

Счастливая концовка: Василиса выходит замуж за царя.

Баба-Яга

В русских сказках две Бабы-Яги. Вторая Баба-Яга из другой сказки — она совсем другая: беспощадный хтонический ужас. Буквица к этой сказке уже не настраивает на благодушный лад.

Обе сказки нередко соседствуют в сборниках. Художникам часто не удаётся перестроится: они считают, что облик Бабы-Яги должен быть общим для всех сказок. Нашей художнице за счёт отсутствия тщательной прорисовки удалось провести разграничение. В этой сказке Баба-Яга вроде и похожа на ту, что была в предыдущей сказке, но за счёт разинутой пасти пострашнее выходит.

Девочке удаётся спастись. Помогают ей в этом домочадцы Бабы-Яги, которые впервые столкнулись с хорошим отношением к себе. Особенно помогает кот: он заслужил отдельного портрета.

Даже в самых чудовищных условиях коты успевают ухаживать за собой.


Статья написана 27 ноября 2022 г. 11:12

Худ. Ксения Павлова

Популярную современную художницу Ксению Павлову не надо путать с выдающейся художницей Верой Павловой (уже ушедшей из жизни).

Полтора года назад я задумался над двумя вариантами иллюстраций к "Колобку" Ксении Павловой (здесь). Захотел разобраться. Вот сейчас появилась слабенькая версия.

Ми-ми-мишная штамповка

Существуют многочисленные массовые издания сказок с иллюстрациями К.Павловой. Конкретно эта книжка: А.Н. Афанасьев, А.Н. Толстой, Л.Н. Толстой "Сборник чудесных сказок" (в серии "Читаем по слогам"). — М.: Симбат, 2021.

Я считаю "Теремок" проявлением глубинного народного подсознания, где отразился ужас бытия. Но поскольку я сам себя запугал, то с удовольствием рассматриваю милые мирные картинки с трёхэтажной хаткой.

Ксению Павлову любят за умильных зверюшек с ясными глазками.

Быстро надоедает, как и всякая слащавость.

Нельзя сказать, что подобные картинки вообще неоригинальны: всё-таки нарисовано хорошо и у зверюшек есть эмоции (хоть и одинаковые). Но не очень высокий уровень оригинальности — это точно. Однако секрет К.Павловой в том, что у неё есть единственная книжка, где уровень творчества совсем другой.

Оригинальное творчество

Это книга "Мои первые сказки". — М.: Эксмодетство, 2017. Книгу на бумажном носителе я упустил, но на "Литресе" продаются электронные версии. Жалко, что не смог пощупать картинки, но для показа сканов в цифровой среде это к лучшему — получается напрямую, без посредничества сканера.

Пупсовость в детской иллюстрации настолько утомила, что забывается — в этом направлении могут быть достигнуты большие высоты. Эта сюита Павловой принципиально другая: просторная композиция, тщательно подобранные цвета.

Больше эмоций у персонажей. При одинаковой доброжелательности у них уже проявляются характеры.

Ну и всё-таки глаз наслаждается безупречной гаммой цветов. Эта сюита находится в тренде лучших образцов современной иллюстрации. Вижу уровень, сопоставимый с рисунками А.Кошкина, Е.Антоненкова и Ю.Устиновой.

Чем объяснить низкий уровень рисунков из массовых книжек? Видно, что те рисунки создавались в спешке, при злоупотреблении штампами (поди, ещё и компьютерными). Бывает такое (булгаковский синдром): творец создаёт шедевр, а его отвлекают на поденщину; с большим раздражением разделывается он с заказами, чтобы поскорее вернуться к отделке шедевра. Примем с благодарностью хоть и редкую, но жемчужину.


Статья написана 18 ноября 2022 г. 10:39

Завершаю обзоры "Трёх поросят" иллюстрациями зарубежных художников. Их, наверное, много (см. например, такое крайне небрежное издание с набором разных безымянных отечественных дореволюционных и иностранных художников). Это хорошая книжка, она заставляет задуматься читателей — они задают серьёзные вопросы:

цитата из отзывов

Возник вопрос: а почему поросята начали строить домик в лесу, где живет страшный-серый волк, а не в городе, где их могла защитить полиция? Почему мама не научила своих детей правилам жизни в обществе, не рассказала, что такое осень, и как избежать встречи с волком?

P.S. Это был добротный английский юмор (сам купился поначалу, потом прочитал весь отзыв: "волка уже ждали, ему был оказан тёплый приём, поэтому он ошпарился и убежал").

Возвращаясь к иллюстрациям. С точки зрения оригинальности меня заинтересовали две сюиты зарубежных художников с интервалом в сто лет. Картинки из Интернета.

Худ. Ф.Ричардсон (1923)

Сканы отсюда: https://katyasanchez.livejournal.com/5826... Сборник, изданный в США в 1923 году.

Американская книжная иллюстрация в "ревущие Двадцатые" если и не законодательница мод, то уж точно не провинциальная. На дворе ар-деко. Вроде бы начальные листы указывают именно на этот пышный ("декор") стиль.

В сборнике — "Три поросёнка" в версии английского первоисточника. А иллюстрации к сказке необычные: хорошая анималистическая школа в яркой цыганской расцветке.

1) Плачущая мама-свинья отправляет в большую жизнь плачущих поросят.

2) И сразу цветастый волк (позировала колли) уничтожает жилища чёрного, а затем и пятнистого поросёнка (сожрёт и самих поросят, но это за кадром).

3) Волк готовится к штурму каменного дома с розовым жильцом.

Притягательные рисунки. Надо не забыть, что в этом сборнике и "Три медведя" есть.

Худ. С.Гуарначчи

Сканы отсюда: https://kidpix.livejournal.com/1673918.html. Издано на французском языке в 2010 году.

Образовательный проект. Есть справочные материалы (подсказки) — в книжке будут мелькать вот эти произведения архитектуры и дизайна:

Есть ещё и экологическая повестка. Первый поросенок решает построить дом из вторсырья, второй — из стекла, третий — из камня и бетона. Но истина художнику дороже: дом из вторсырья, как самый хлипкий, первым и пал под ударами внешних сил.

Три архитектора

Текст — гибридный, англо-американский. В основном будет американский вариант: братья своим иждивением строят дома, потом будут спасаться от волка, перебегая из одного дома в другой. Никого не съедят.

Но завязка английская: три поросёнка одновременно покидают родной дом (мама-свинья им машет на прощание). Родной дом — вполне авангардный, но справочные материалы говорят, что это старинный проект 1908 года. Надо же!

Поросят можно будет различать по их одежде: один в сером, другой в бежевом, третий в серо-бежевом (по постройкам-то их без специальной подготовки не очень отличишь).

Первый дом

Серо-бежевый поросёнок вдохновлён советским авангардом: на рисунках татлинская Башня III Интернационала. А материалы — да, на помойке собранные. Исходя из подсказок, первый дом — это чей-то проект 1978 года.

Волк — стильный байкер. Вот они, современные бандиты. Зло приезжает на мотоцикле.

Второй дом

Если первый поросёнок строил свой левацкий домик на глазок, то второй поросёнок (серый) не просто изучил образцы предшественников, но и сделал архитектурный проект будущего дома. В этом проявляется возрастающая основательность трёх братьев.

Подсказки говорят, что второй дом — это Стеклянный дом проекта 1949 года.

Разрушен стеклянный дом, бегут поросята, теряя стеклянные очки — символ интеллигенции.

Третий дом

Третий поросёнок (бежевый) полностью погрузился в тему.

Всё изучил, в том числе и внутренний дизайн. Что же он построит?

Ага, дом по проекту 1939 года. А иллюстратор-то у нас приверженец старины! Худший дом — 1978 года, чуть получше — 1949 года, а самый лучший — 1939 года! У третьего поросёнка — классика авангарда. Авангардный ампир?

В 1939 году в домах ещё планировалось полноценные камины. Удачно.

А волк, кстати, на мотоцикле дизайна 2008 года (тоже есть в подсказках). Эта история про борьбу дизайна 1939 года с дизайном 2008 года.

Ну что ж, простимся с волком в минуту, злую для него.





  Подписка

Количество подписчиков: 79

⇑ Наверх