Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 января 21:10

Художники, которые, может быть, и не были классическими анималистами, но разработали и активно эксплуатировали собственные образы животных. Не случайно, большинство сегодняшних сборников носит одинаковое название "Русские сказки про животных".

Худ. Е.Чарушин (1947/2018)

Легендарный Е.Чарушин. Сборник "Русские сказки про зверей" (М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2018). Реплика первого издания (М.: Детгиз, 1947) с другим рисунком на обложке.

По времени не так уж далеко от довоенных васнецовских "Трёх медведей" и совпадает с послевоенными "Медведями" В.Лебедева.

1) Заставка — чувствуется рука мастера. Какая хата у медведей! Кажется, что живут там настоящие угрюмые зверюги.


2) В тексте — виртуозные зарисовочки посуды и мебели.


3) Концовка — хлеб да... квас. Что-то насчёт гостеприимства?


4) Главное, конечно, на цветной вклейке. Вот они — угрюмые зверюги.

Чарушин после погрома "пачкунов-формалистов" в середине 1930-х гг. изменился. Выводы, в отличие от Ю.Васнецова, сделал, но в депрессию, как В.Лебедев, не впал. Позднее умные сочувствующие критики писали, что своими кукольными зверушками он от проблем отгородился, и от высокой цели в искусстве тоже.


Худ. Е.Рачев (1991/2011)

Легендарный Е.Рачёв. Рачёв чуть-чуть припозднился в своём творчестве и не попал в славную когорту Лебедева-Чарушина-Васнецова. Но зато и под гнёт партийной критики тоже не попал.

Сборник "Русские сказки про зверей" (М.: ИДМ, 2011). Судя по всему, это переиздание книги 1991 года. Но, понятно, что в рисунках зафиксированы шаблоны, разработанные художником уже в 1950-х гг.


1) Лес дремучий. Дом основательный.


2) Медведи тоже основательные. Рачёв не разделяет взгляда на них как на милых зверушек.


Худ. Л.Токмаков

Художник Л.Токмаков. Сборник "Русские сказки про зверей" (М.: Советская Россия, 1973).

Поколение "оттепели". Новый формализм.

1) Заставка-концовка. Подсказок насчёт характеров, правильности поступков не ждём.


2) Миски-ложки-стулья, расположенные как строчки в тексте, развивают идею таких же полос у Чарушина.


3) А вот и формалистические медведи с формалистическими девочками.

Интересно, тот самый В.Лебедев, заставший творчество этой волны, признал в нём свою молодость? Или по-стариковски клюкой на юнцов замахивался?


Худ. Т.Васильева (1988)

Художница Т.Васильева. Тоже из "оттепельного" поколения, но искренняя реалистка-сказочница. Книжка-картинка с двумя сказками "Липунюшка" (М.: Советская Россия, 1988).


1) Светлый берёзовый лес. Хозяйственные медведи-пасечники.


2) Разгром показываем. Девочку не одобряем.


3) Медведи, впрочем, не истеричные. С пониманием относимся к сдержанному преследованию девочки.


Статья написана 2 января 17:53

Современный модный художник Е.Антоненков. Его персонажи всегда выписаны с мягким юмором.

Худ. Е.Антоненков (2016)

Сборник "Русские сказки для детей" (М.: Нигма, 2016)

1) Вроде бы и зачин уже привычный: лес, девочка. Девочка в русском сарафане. А лес на картинке не русский. Лиственный, светлый, без берёз. Дом медведей снаружи не показан. А было бы любопытно посмотреть на архитектуру.


2) Стулья и кровати европейской работы. А стол и посуда — кондовые, дедовские. Птицы парят внутри дома. Ежи бродят.


3) А вот и медведи. Одежда народная, крестьянская. Но шапка на голове у Михаила Ивановича оторочена мехом. Похожа на боярскую шапку — навевает мысли о статусе. Медведи, вообще-то спокойные для ситуации с вторжением. Настасья Петровна просто пригорюнилась, Мишутка в недоумении. А Михаил Иванович как будто речь с трибуны произносит: "Нетерпимой является ситуация, когда кто-то противоправно осуществляет владение не принадлежащим ему стулом".


4) На разошлись понемногу и эти медведи. Зубы скалят.

А птицы по спальне летают, и ёжики всё так же бродят... Внутреннее пространство дома не является непроницаемым. Что этим хотел сказать художник — как-нибудь расскажет какой-нибудь психолог.


Статья написана 1 января 19:19

"Трёх медведей" в разные исторические эпохи проиллюстрировали представители одной художественно-трудовой династии.

Худ. М.Карпенко (1970-е гг.)

Известный советский художник М.Карпенко. В зрелый период творчества его иллюстрации были узнаваемы, персонажи чуть удивлённые, простодушные и милые. У меня его "Три медведя" обнаружились в современном сборнике (М.: АСТ ("Малыш"), 2017. Серия: "100 сказок"). Первоисточника разыскать не удалось (возможно, АСТ включил в книгу не все иллюстрации из сюиты).

1) Добродушные медведи в народной одежде. Совсем уж берложья лачуга. Девочка — типичная крестьянка.


2) Неожиданный ракурс: падение расшалившейся девочки. Угрюмая решительность Михаила Ивановича и театральные завывания Настасьи Петровны.


3) Но при обнаружении девочки у взрослых медведей буйство сменяется усмешкой: "а мы-то думали". Мишутка-поганец, играя на родительских чувствах, начал щериться. Вот, потакая таким чадам, медведи людей и разрывают.

P.S. Открытка, выпущенная предположительно в Риге в 1970-х гг. Михаил Иванович здесь посвирепее., а Мишутка помахнатее.


Худ. Л.Карпенко (2012)

Художница Л.Карпенко. Наши дни. Отдельное издание (М.: Эксмо, 2012). Страницы из плотного картона — видимо, книга предназначается самым маленьким.

1) На обложке медведи приторно-сладкие. Тащат мёд и петушка на палочке.


2) Решительная девочка в красном платьице и сапожках.


3) Милые посиделки.


4) Медведи плюшевые. Старательно разыграли сцену недовольства.

А девочка, между прочим, босая убегает в окно, сапожки бросила. Должна вернуться, напрашивается лихое продолжение...


Статья написана 1 января 10:26

Советский художник Б.Калаушин с узнаваемой манерой. "Три медведя" у него нашлись в составе разномастного сборника. Это "Искорка. Книга для дополнительного чтения в 1-м классе национальных школ РСФСР: Пособие для учащихся" (М.: Просвещение, 1979; 2-е изд. 1982).

Книга обычного формата с просвечивающими страницами. Много идеологизированных или скучных советских стишков и рассказиков. Но есть небольшой раздел сказок.

Худ. Б.Калаушин (1979)

Калаушин — художник, который принадлежит поколению "оттепели". И манера его ярко "шестидесятническая" — рисунки условные, радостные. Калаушин избрал подход народного лубка — у персонажей раз и навсегда застывшие маски, вне зависимости от того, что они вытворяют. Особенно удавались Калаушину абсурдистские народные потешки. И вот тут его внешнее сходство с Ю.Васнецовым особенно проявлялось. Но Ю.Васнецов просто не умел рисовать по-другому, его сфера иллюстрирования была крайне ограничена. А Калаушин свою манеру выпестовал умозрительно, запросто мог "Трёх толстяков" и "Незнайку" проиллюстрировать.

"Три медведя" у Калаушина получились разухабистыми.

1) Представление персонажей. Медведи — респектабельные буржуа. Девочка, видать, классом пониже.


2) Обстановка в доме медведей с их одеждой диссонирует. Видать, мебель медведям от дедов досталась. Чтут старомедвежьи традиции.


3) Разгромить такую обстановку девочке явно не под силу. Оклеветали её медведи.


4) Косолапые медведи. Такие девочек не догоняют.


Статья написана 31 декабря 2023 г. 11:40

Художник Ю.Зальцман — представитель поколения "оттепели", как и В.Лосин. Зальцман остался верен экспериментальным формам самого начала 1960-х гг. В этом стиле он иллюстрировал книжки до середины 1970-х гг. (потом эмигрировал, и в СССР его новые книги не выходили). "Три медведя" с рисунками Зальцмана — многостраничная книжка-картинка, выпущенная в 1976 году: https://fantlab.ru/edition214755. В современном качестве книжка была переиздана "Речью" в 2015 году (у меня это переиздание).


Худ. Ю.Зальцман (1976/2015)

1) Эффектная обложка с чёрным фоном. Мирные медведи и мирная девочка, бредущая по лесу.

У Зальцмана есть много общего с В.Лосиным в характеристике персонажей, в композиционных решениях. Но рисунки Зальцмана более условны, психологии в лицах и мордах не сыскать.


2) Подробно рассматривается старенький медвежий дом в лесной чаще.


3) Неспешно показывается, как тихая девочка пробует кашу, невинно качается на стульчике...

...выбирает кроватку и засыпает. Никаких разрушений.


4) Медведи в ярких национальных русских костюмах.


5) Удивление и бурчание от обнаруженного присутствия чужого. Агрессии нет.


6) Медведица Настасья Петровна скорбит, поражённая тем, кто кто-то валялся на её кровати. Михаил Иванович продолжает бурчать. У Мишутки развлечение — он девочку обнаружил. Нет агрессии.


7) Побег девочки представлен издалека. Можно заметить Михаила Ивановича, высовывающегося из окна. Но он маленький, нестрашный (опознать его можно только по жёлтой в горошек рубахе.

Зальцман благополучно избежал показа конфронтации девочки и медведей.




Для 1976 года у Зальцмана были уже не совсем современные формы иллюстрирования. Но очень красивые и изысканные. Повторный интерес в наши дни — ностальгический и исторический. Манера Лосина в этом отношении кажется вневременной.





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх